«Освобождение: Последний штурм», 1971 г. Кадр из фильма
День Победы в советское время был одним из безусловных праздников и вторым по значению после 7 ноября — годовщины Октябрьской революции. Даже пролетарское Первое мая уступало первенство этому Дню, что уж говорить о прочих памятных датах. Но так было не всегда — например, официальным выходным 9 мая окончательно сделали лишь в 1965-м, на 20-летие Победы, а примерно к началу 80-х окончательно оформился определенный порядок празднования — с салютами в больших городах и встречами ветеранов Великой Отечественной.
Как ни странно, привычный сейчас военный парад на Красной площади не был непременным атрибутом Дня Победы — эта честь доставалась как раз 7 ноября. 9 мая военная техника и сводные колонны проходили по главной площади страны только в юбилейные годы — в 1965-м, 1975-м и 1985-м, — и они, разумеется, транслировались по телевидению. Четвертый парад состоялся в 1990-м, ну а закрепилась эта традиция уже после распада СССР — в 1995-м.
Телевидение же тоже старалось отмечать этот день — не в полной мере, конечно; если, например, День Победы выпадал на воскресенье (как было в 1982 году), то Первая программа ЦТ СССР показывала передачи стандартного воскресного блока — то есть детский «Будильник», армейскую «Служу Советскому Союзу!» и «Утреннюю почту» для меломанов. Но к 80-м уже появились традиционные «Минуты молчания» — 10-минутные вставки шли вечером по всем доступным каналам. Были и небольшие тематические передачи «Сегодня — праздник Победы», в которых к зрителям обращались, к примеру, дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Иван Баграмян (в 1980-м) и первый замминистра обороны СССР, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Маршал Советского Союза Сергей Ахромеев. Были посвященные войне фильмы-спектакли («Вечно живые» по пьесе Виктора Розова), концерты или документальные фильмы.
Брестская крепость и оборона Москвы. 10 российских фильмов о войнеПодробнее
Художественное кино тоже, разумеется, было представлено в этот день. И показывали не обязательно военные драмы, которые сейчас считаются классикой советского кинематографа о Великой Отечественной. Часто показывали совсем свежие фильмы, хотя, конечно, были и большие эпические полотна.
В День Победы показывали именно 5-ю часть эпопеи Юрия Озерова, в которой рассказывалось о взятии Берлина и штурме рейхстага — событиях, которые непосредственно привели к появлению праздника. Другие фильмы этой серии посвящены иным событиям Великой Отечественной — Курской битве, переправе через Днепр (про это также рассказывал фильм «Батальоны просят огня»), освобождению Белоруссии, боям на подступах к Берлину. В финальной части погибает один из сквозных героев этой эпопеи — капитан-артиллерист Цветаев (его играл Николай Олялин). Отметим, что работы Озерова вообще часто показывали на ЦТ — в один из Дней Победы 80-х шел его же исторический фильм про освобождение Восточной Европы «Солдаты свободы».
«Американцы побледнеют». Как фильм Юрия Озерова потряс 400 млн человекПодробнее
Фильмы, которые сейчас признаны классикой советского военного кино, в 80-х на День Победы показывали редко. По одному разу демонстрировали картину Сергея Бондарчука с очень популярными актерами, старую ленту Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны», которую тот снял ещё в 1944-м. И «Балладу о солдате» Григория Чухрая — один из самых пронзительных и самых титулованных фильмов СССР о войне.
Они сражались за шедевр. Как создавалась лента «Они сражались за Родину»Подробнее
Отдельной категорией проходило кино о детях на войне, которое, как правило, показывали днём, чтобы эти картины посмотрели юные зрители. «В то далекое лето» Николая Ивановича Лебедева — это экранизация книги Надежды Надеждиной «Партизанка Лара», в которой рассказывалось о подвиге пионера-героя Ларисы Михеенко, погибшей в 1943 году в 14 лет. Экранизация повести Валентина Катаева «Сын полка» (1981 года) тоже была показана лишь раз. А вот снятая в 1982 году и похожая по фабуле на «Сына полка» картина «Сто первый» режиссера Вадима Костроменко показывалась не раз — правда, к 9 мая её показ был приурочен лишь в 1983-м; в остальные годы трансляция шла в дни летних каникул.
Иногда на День Победы показывали и фильмы, действие в которых происходило как раз в мае 1945-го. Фильм Марлена Хуциева с Петром Тодоровским и Сергеем Шакуровым как раз и рассказывает о том, что происходило в Германии с советскими солдатами после капитуляции нацистов. Был ещё «Старшина» 1979 года с молодым Владимиром Гостюхиным — про старшину-танкиста, который после ранения встретил Победу, работая в летном училище и обучая молодых летчиков.
Последняя режиссерская работа Натальи Трощенко, вся фильмография которой связана с Великой Отечественной войной — и очень необычная по решению картина, снятая по повести Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов». Одна сюжетная линия — в каменоломнях сражается отряд, в числе бойцов которого санитарка Маша и раненый солдат Сергей (их сыграли Вера Глаголева и Александр Абдулов); все страдают от нехватки воды, но единственный колодец охраняют немцы. Вторая сюжетная линия — послевоенная жизнь Маши и Сергея, которые заняты совсем другими вопросами. Но в какой-то момент становится понятно, что второй сюжет — это то будущее, которое не сбылось — герои погибли во время вылазки к колодцу, не поженились и у них не родился сын. Для Трощенко тема войны была очень близка — в детстве она два года прожила в оккупированном Киеве; режиссер скончалась в 1988 году, когда ей было 55 лет.