Без парада, но с «Освобождением». Что шло по советскому ТВ на День Победы

08.05.2023 08:30

 

«Освобождение: Последний штурм», 1971 г.

«Освобождение: Последний штурм», 1971 г. Кадр из фильма

День Победы в советское время был одним из безусловных праздников и вторым по значению после 7 ноября — годовщины Октябрьской революции. Даже пролетарское Первое мая уступало первенство этому Дню, что уж говорить о прочих памятных датах. Но так было не всегда — например, официальным выходным 9 мая окончательно сделали лишь в 1965-м, на 20-летие Победы, а примерно к началу 80-х окончательно оформился определенный порядок празднования — с салютами в больших городах и встречами ветеранов Великой Отечественной.

Как ни странно, привычный сейчас военный парад на Красной площади не был непременным атрибутом Дня Победы — эта честь доставалась как раз 7 ноября. 9 мая военная техника и сводные колонны проходили по главной площади страны только в юбилейные годы — в 1965-м, 1975-м и 1985-м, — и они, разумеется, транслировались по телевидению. Четвертый парад состоялся в 1990-м, ну а закрепилась эта традиция уже после распада СССР — в 1995-м.

Телевидение же тоже старалось отмечать этот день — не в полной мере, конечно; если, например, День Победы выпадал на воскресенье (как было в 1982 году), то Первая программа ЦТ СССР показывала передачи стандартного воскресного блока — то есть детский «Будильник», армейскую «Служу Советскому Союзу!» и «Утреннюю почту» для меломанов. Но к 80-м уже появились традиционные «Минуты молчания» — 10-минутные вставки шли вечером по всем доступным каналам. Были и небольшие тематические передачи «Сегодня — праздник Победы», в которых к зрителям обращались, к примеру, дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Иван Баграмян (в 1980-м) и первый замминистра обороны СССР, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Маршал Советского Союза Сергей Ахромеев. Были посвященные войне фильмы-спектакли («Вечно живые» по пьесе Виктора Розова), концерты или документальные фильмы.

Кадр из фильма «Брестская крепость», 2010 г.

Брестская крепость и оборона Москвы. 10 российских фильмов о войнеПодробнее

 

Художественное кино тоже, разумеется, было представлено в этот день. И показывали не обязательно военные драмы, которые сейчас считаются классикой советского кинематографа о Великой Отечественной. Часто показывали совсем свежие фильмы, хотя, конечно, были и большие эпические полотна.

«Освобождение: Последний штурм», 1971

В День Победы показывали именно 5-ю часть эпопеи Юрия Озерова, в которой рассказывалось о взятии Берлина и штурме рейхстага — событиях, которые непосредственно привели к появлению праздника. Другие фильмы этой серии посвящены иным событиям Великой Отечественной — Курской битве, переправе через Днепр (про это также рассказывал фильм «Батальоны просят огня»), освобождению Белоруссии, боям на подступах к Берлину. В финальной части погибает один из сквозных героев этой эпопеи — капитан-артиллерист Цветаев (его играл Николай Олялин). Отметим, что работы Озерова вообще часто показывали на ЦТ — в один из Дней Победы 80-х шел его же исторический фильм про освобождение Восточной Европы «Солдаты свободы».

«Освобождение».

«Американцы побледнеют». Как фильм Юрия Озерова потряс 400 млн человекПодробнее

 

«Они сражались за Родину», 1976

Фильмы, которые сейчас признаны классикой советского военного кино, в 80-х на День Победы показывали редко. По одному разу демонстрировали картину Сергея Бондарчука с очень популярными актерами, старую ленту Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны», которую тот снял ещё в 1944-м. И «Балладу о солдате» Григория Чухрая — один из самых пронзительных и самых титулованных фильмов СССР о войне.

Они сражались за шедевр. Как создавалась лента «Они сражались за Родину»Подробнее

 

«В то далекое лето», 1974

Отдельной категорией проходило кино о детях на войне, которое, как правило, показывали днём, чтобы эти картины посмотрели юные зрители. «В то далекое лето» Николая Ивановича Лебедева — это экранизация книги Надежды Надеждиной «Партизанка Лара», в которой рассказывалось о подвиге пионера-героя Ларисы Михеенко, погибшей в 1943 году в 14 лет. Экранизация повести Валентина Катаева «Сын полка» (1981 года) тоже была показана лишь раз. А вот снятая в 1982 году и похожая по фабуле на «Сына полка» картина «Сто первый» режиссера Вадима Костроменко показывалась не раз — правда, к 9 мая её показ был приурочен лишь в 1983-м; в остальные годы трансляция шла в дни летних каникул.

«Был месяц май», 1970

Иногда на День Победы показывали и фильмы, действие в которых происходило как раз в мае 1945-го. Фильм Марлена Хуциева с Петром Тодоровским и Сергеем Шакуровым как раз и рассказывает о том, что происходило в Германии с советскими солдатами после капитуляции нацистов. Был ещё «Старшина» 1979 года с молодым Владимиром Гостюхиным — про старшину-танкиста, который после ранения встретил Победу, работая в летном училище и обучая молодых летчиков.

«Сошедшие с небес», 1986

Последняя режиссерская работа Натальи Трощенко, вся фильмография которой связана с Великой Отечественной войной — и очень необычная по решению картина, снятая по повести Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов». Одна сюжетная линия — в каменоломнях сражается отряд, в числе бойцов которого санитарка Маша и раненый солдат Сергей (их сыграли Вера Глаголева и Александр Абдулов); все страдают от нехватки воды, но единственный колодец охраняют немцы. Вторая сюжетная линия — послевоенная жизнь Маши и Сергея, которые заняты совсем другими вопросами. Но в какой-то момент становится понятно, что второй сюжет — это то будущее, которое не сбылось — герои погибли во время вылазки к колодцу, не поженились и у них не родился сын. Для Трощенко тема войны была очень близка — в детстве она два года прожила в оккупированном Киеве; режиссер скончалась в 1988 году, когда ей было 55 лет.

 

Партнеры