Экономист Сафонов: У государства есть возможность поднять зарплату инженерам
Владимир ПЕРЕКРЕСТ
Весной доставщики зарабатывали в среднем по стране значительно больше, чем технари с дипломами
Фото: Алексей БУЛАТОВ. Перейти в Фотобанк КП
Голос в защиту инженеров-производственников поднял зампред Совбеза Дмитрий Медведев. Зарплата инженера не может быть меньше, чем у курьера, заявил он. Так и сказал: «Это очевидный перекос на рынке, и такого быть не должно». Дело было в среду на совещании о совершенствовании трудового законодательства Причем, по словам экс-президента, оттягивают кадры от реального производства не только курьеры и таксисты, но и сфера IT.
«При всей важности цифровой сферы реальное производство из жизни никуда не ушло. - подчеркнул Медведев. - И если у нас будет осуществляться масштабный переток людей из реального сектора в этот, для нас это может создать когда-нибудь настоящие проблемы. Которые, кстати, мы сейчас вынуждены решать в ходе специальной военной операции: когда нам не хватает работников, а курьеров с улицы или же тех, кто занимается частным извозом, мы на заводы отправить не можем».
Справедливости ради надо сказать, что по итогам июня средние зарплаты у инженеров все-таки оказались выше, чем у курьеров — такие данные предоставил портал ГородРабот.Ру. Но весной доставщики зарабатывали в среднем по стране значительно больше, чем технари с дипломами.
На Донбассе во время боевых действий сняли честный сериал про начало спецоперации: От мобилизации студентов до победы на «Азовстали»ВИДЕО
ИНЖЕНЕРАМ И РАНЬШЕ МАЛО ПЛАТИЛИ
Такая ситуация возникла не вчера. Инженеры нередко получали меньше рабочих еще во времена СССР, и с тех же времен раздаются голоса, что мол, это перегиб и парадокс. Государство вкладывает в подготовку технического специалиста огромный труд — 5-6 лет учебы, оплата труда преподавателей. А в итоге 120 рублей в месяц. Да, на производстве доходило и до 200 рублей, но у рабочих все равно было больше.
Объяснялось это вполне доходчиво.
- Ты 5 лет учился, чтобы сидеть в чистом кабинете, а не в цехе, спокойно чертить у кульмана, а не крутить гайки на конвейере, если что-то и поднимать, то не тяжелее карандаша, а не железяки ворочать — так что все справедливо, - говорил рабочий инженеру.
Поддерживало такую линию и государство.
- У нас государство кого? Рабочих и крестьян. А не инженеров, - было дело, учил меня жизни заводской партработник.
КАК ПОДНЯТЬ ЗАРПЛАТУ
Но времена изменились, а соотношение зарплат — не очень. Сейчас-то почему инженер продолжает сидеть на скромном пайке?
- Можно сколько угодно рассуждать о том, что инженер должен получать больше, но если у организации нет возможности платить ему высокую зарплату, то она платить ее не будет, - философски заметил на «Радио «КП» профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. - Несмотря на то что в соседней организации могут платить более высокую зарплату курьерам и другим неквалифицированным работникам. Рынок труда — он такой.
Тем не менее эксперт признал, что это несправедливо и расточительно со стороны государства. Более того, по словам Сафонова, то, что дипломированный специалист получает меньше или примерно столько же, сколько курьер, характерно только для нашей страны.
- В США инженер получает 127-167 тысяч долларов в год - такие деньги там курьер не может получить ни при каких обстоятельствах, в лучшем случае 40 тысяч, - привел он пример.
Исправить ситуацию могло бы само государство.
- Нет ничего проще, - сказал Сафонов. - Давайте установим на бюджетных предприятиях уровень зарплаты инженера выше зарплаты курьера. Коммерческие предприятия вынуждены будут тоже поднимать зарплату, чтобы удержать специалистов. Но нужно ли так делать? Для выплат бюджетным предприятиям понадобятся дополнительные государственные средства. А коммерческий сектор для того, чтобы найти деньги на повышение зарплат своим инженерам, повысит цены на свои товары и услуги. То же сделают и службы доставки, чтобы удержать у себя курьеров с дипломами — и в итоге это ударит по нам, потребителям.
«МАЛО ЗНАЮТ, НА ПРОИЗВОДСТВО ИДТИ НЕ ХОТЯТ»
Еще одна причина сравнительно невысокой зарплаты инженеров — их низкая квалификация. Они не в состоянии выполнить свою главную задачу — вносить в производство интеллектуальную составляющую.
- Мы работаем с колледжами и вузами и видим, что учебные программы ужали, убрали фундаментальные предметы, в результате выпускники, даже если хотят работать, то не готовы, первый год их надо дообучать, - рассказала KP.RU гендиректор мясокомбината «Востряково-2» Татьяна Ларина. - Еще одна проблема — у ребят нет осознанного выбора профессии, работать на комбинате или вообще в пищевой промышленности не хотят. Зачем поступали — отвечают: «Недалеко от дома», «Чтобы был диплом, а там видно будет», «Родители заставили». На практику не приходят — кому деньги не нужны, просто ее прогуливают, а кому нужны, устраиваются курьерами. Их привлекает режим — когда понадобились деньги, тогда и вышел на работу. Не хочешь — можешь не выходить. А у нас производство, график, «хочу-не хочу» - такого нет. Вот у нас вакансия инженера-механика на 120 тысяч в месяц — не можем найти.
Сейчас зарплаты инженеров в среднем по стране опережают и курьерские, и средние по стране. Интересно, что в течение года зарплаты у инженеров росли, а у курьеров, достигнув пика весной, летом, наоборот, упали. И упали, если верить порталу ГородРабот.Ру, до уровня ниже средних по всем профессиям.
Впрочем, на некоторых предприятиях инженеров и раньше не обижали.
- По тарифной сетке специалист у нас всегда получал больше, чем рабочий, - сказала Татьяна Ларина. - После вуза зарплата 80-90 тысяч рублей, в течение года доходит до 120 тысяч, через два — 150-180 тысяч в месяц. Рабочий же при графике «два через два» с продолжительностью смены 11 часов зарабатывает 80-90 тысяч в месяц. Поднять зарплату он может, работая сверхурочно, например, в режиме «три через один». Тогда может выйти 150 тысяч. Но это очень тяжело физически выдержать в течение месяца.
Фото: Дмитрий ОРЛОВ. Перейти в Фотобанк КП
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27606/4957711/