Как будет развиваться образование на Донбассе? Кто повысит престиж учителя? Чему научат в педагогическом вузе? Об этом "Российской газете" рассказывает министр просвещения Сергей Кравцов.
Сергей Кравцов: Нам нужно постоянно быть на связи с учителями. / Дмитрий Астахов / POOL / ТАСС
Сергей Сергеевич, как будет развиваться образование в Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях, которые вошли в состав России?
Сергей Кравцов: Мы рады такому существенному прибавлению в педагогической семье российских школ. На Донбассе работают искренние, добрые и отзывчивые учителя. Настоящие герои.
Активную работу по интеграции системы образования ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей мы проводили уже летом. При первых же выездах на освобожденные территории стало ясно: из-за программ подготовки дети там зачастую не имели возможности получать глубокие знания, образование было политизированным. Мы восстанавливали учебную инфраструктуру, поставляли в школы качественные учебники, русскую литературу, компьютеры, словом, все, чтобы там, где это было возможно, учебный год начался полноценно. И главной опорой в этой работе были как раз учителя, за что им большая благодарность.
Почти 13 тысяч педагогов и управленцев прошли профессиональную переподготовку, учились работать по новым российским федеральным государственным образовательным стандартам. Многие из них приезжали к нам, знакомились с нашим опытом лично.
Конечно, полноценная интеграция образования займет время, однако с тем воодушевлением, энтузиазмом, которые мы встречаем среди учителей, эта задача совершенно точно выполнима.
Сегодня День учителя, а следующий год объявлен Годом педагога и наставника. Что в планах?
Сергей Кравцов: Профессиональный праздник объединяет миллионы наставников, педагогов. Только школьных учителей среди них 1,3 миллиона. А если считать еще и тех, кто работает в системе среднего профобразования, специалистов из других областей, их у нас свыше 2,5 миллиона. Внушительная цифра.
Нашим приоритетом остается поддержка педагогического сообщества. Очень важно, чтобы учитель пользовался беспрекословным уважением, а общество осознавало значимость его труда. Так, в этом году понятие "образовательная услуга" было исключено из документов, касающихся деятельности педагога. Ведь учительский труд - это прежде всего призвание, ответственная миссия, которая не имеет ничего общего со сферой услуг. Удалось снизить и бумажную нагрузку на педагогов, внедрить инструменты, которые позволяют учителю уделять больше времени детям, а не тратить его на заполнение ненужных бумаг. Теперь обязательными останутся только пять документов.
Нововведений в образовании уже сейчас немало: это и обновленные стандарты, и единые образовательные программы. Планируем мероприятия и на Год педагога и наставника. Ждем предложений от директоров школ, учителей нашей большой страны. К нам уже поступило более 350 идей от педагогов из самых разных регионов. И они продолжают идти. Эти идеи лягут в основу плана мероприятий, а также конкретных инициатив, которые помогут расширить меры поддержки учительского сообщества.
Продолжается программа "Земский учитель", по которой возможностью переехать на работу в сельские школы уже воспользовались почти четыре тысячи учителей. А чем еще помогаете селу?
Сергей Кравцов: Понимаю, как сельским учителям бывает непросто работать. Нередко школы укомплектованы буквально единицами педагогов, которые, несмотря ни на что, любят свое дело, воспитывают ребят. И здесь нужен особый подход, чтобы условия для работы, учебы в сельских школах отвечали самым современным требованиям. Были, что называется, к месту. Например, уже первые результаты дала беспрецедентная программа капитального ремонта. Только в ближайшие три года число отремонтированных школ на селе составит примерно 65 процентов от общего количества зданий.
Для учеников сельских школ очень важно иметь возможность ходить и на дополнительные занятия. К 2024 году во всех российских школах появятся собственные спортклубы и школьные театры - их уже создано более 19 тысяч по всей стране. Продолжат открываться и новые "Кванториумы", в том числе мобильные, созданные специально для отдаленных населенных пунктов. К слову, свыше трех миллионов ребят, проживающих в сельской местности, уже занимаются там, осваивают востребованные навыки, которые помогут им потом определиться с профессией.
Понятие "образовательная услуга" исключено из документов, касающихся деятельности педагога. Ведь учительский труд - это прежде всего призвание
Задач еще много. Как поднимать престиж именно сельского учителя, помогать развиваться педагогам, мотивировать их, избегать профессионального выгорания... Все эти вопросы нам известны, мы стараемся регулярно проводить встречи с педагогами. Буквально вчера прошел съезд учителей сельских школ, где мы проговорили все акутальные вопросы.
Недавно при министерстве образовался совет учителей-блогеров. Зачем он федеральному ведомству?
Сергей Кравцов: Чем больше у нас возможностей напрямую общаться с педагогами, управленческими командами, тем эффективнее мы сможем принимать решения. Быть на прямой связи и использовать для этого все возможные инструменты критически необходимо в современном мире. Так мы можем оперативно узнавать настроения в профессиональной среде, чаще слышать советы и рекомендации. Совет учителей-блогеров - настоящее связующее звено между педагогическим сообществом и широкой аудиторией в соцсетях. Это яркие представители профессии, способные увлечь молодую аудиторию, дать ей пищу для размышления кем стать в будущем. Может, тоже учителем?
Такие популяризаторы профессии?
Сергей Кравцов: Именно. Конечно, каждый учитель уже авторитетен и своим примером может заразить подопечных любовью к педагогике, но и современные технологии нельзя списывать со счетов. Есть куда расти.
А пока, чтобы молодежь осознанно выбирала профессию педагога, мы развиваем раннюю профориентацию среди школьников. Открываем психолого-педагогические классы, где детям рассказывают о значимости учительского труда и его особенностях. Таких классов уже создано свыше 1700, а к 2024 году появится 5 тысяч по всей стране.
Ждем, что из этих классов ребята пойдут в педагогические университеты. А что их там ждет? Как подготовить современного педагога?
Сергей Кравцов: Многие из них, надеюсь, действительно пойдут учиться в педвузы. Профессия учителя уже на третьем месте по популярности среди поступающих в нашей стране, я уверен, что ее востребованность будет только расти.
Мы видим, что в школы работать приходят талантливые и целеустремленные специалисты, в том числе благодаря качественному образованию в вузах. Сегодня все, кто выбирает этот путь, могут быть уверены, что получат там глубокие знания, научатся применять их на практике и приступят к работе уже с отличной подготовкой. В первую очередь потому, что учебные программы для будущих педагогов максимально синхронизированы с задачами, которые учителю приходится решать в школе.
Кроме того, теперь студенты могут применять полученные в вузе знания на площадках так называемых педагогических кванториумов, которые в нынешнем году будут созданы уже в 20 наших педуниверситетах. Это современные технологически насыщенные образовательные пространства для педагогического проектирования, мониторинга качества педагогического образования. Словом, учиться ребятам точно будет интересно и полезно.