Законы, которые нас ожидают
С 1 января вступили в силу новые ставки госпошлин. Так, за оформление изменений в конструкцию транспортного средства (например, установку газобаллонного оборудования) придется заплатить 1 тыс. рублей. В эту же сумму обойдется выдача дубликатов потерянных или испорченных документов на машину. Госпошлина на оформление свидетельства о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС) теперь составляет 1,5 тыс. рублей. Одновременно отменяется скидка в 30% при оплате госпошлины через портал Госуслуги.
В первый день осени 2023 года вступит в силу закон, регламентирующий деятельность такси. Водители, имеющие судимость за убийство, изнасилование, разбой, грабеж и ряд других преступлений, а также более трех неоплаченных штрафов за нарушения ПДД, не смогут управлять автомобилем с «шашечками». При этом таксистами смогут стать самозанятые без открытия ИП. В случае ДТП с участием такого водителя такси, агрегатор будет обязан наравне с таксистом компенсировать ущерб, причиненный пассажирам в результате аварии.
Также в Госдуму внесены сразу два законопроекта, согласно которым водители, употребившие лекарственные средства, будут освобождены от ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения. Как ожидается, эти документы будут рассмотрены депутатами в ближайшее время. На согласовании в правительстве находятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие отказ от штрафов за незначительные проступки (например, за невключенный сигнал поворота или забытые дома права), а также введение наказания за превышение средней скорости.
В конце прошлого года Национальное агентство промышленной информации спрогнозировало три варианта развития российского авторынка в 2023 году. Согласно базовому сценарию, продажи новых легковых автомобилей составят около 670 тыс. штук. По пессимистичному, предполагающему увеличение санкционного давления, продажи машин в течение года не превысят 500 тыс. штук. Оптимистичный вариант (предполагается ослабление санкций) предусматривает результат в 845 тыс. автомобилей.
По мнению опрошенных «Известиями» автомобильных дилеров, в 2023 году на рынке по-прежнему будет ощущаться нехватка новых машин.
Другим трендом наступившего года он называет увеличение поставок машин по параллельному импорту. Однако эксперт подчеркивает, что параллельный импорт не сможет полностью удовлетворить все запросы покупателей и решить вопрос с дефицитом автомобилей.
С ним согласен генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. По его прогнозам, в общем объеме продаж доля автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, может увеличиться к концу 2023 года с нынешних 10 до 30%. Одновременно с этим будет увеличиваться доля рынка, которую займут компании из России и Китая, полагает он.
— Китайские и отечественные автопроизводители будут заполнять ниши, которые ранее занимали зарубежные бренды. Не исключено, что в следующем году в России доля новых автомобилей из КНР приблизится к 50%. При этом предложение в ценовом сегменте 1,5–2 млн рублей по-прежнему будет ограниченным, — заявил Ольховский в беседе с «Известиями».
— Покупатели по-прежнему будут ориентироваться на цену автомобиля. Поэтому любая модель стоимостью ниже 3 млн рублей и с заводской гарантией имеет неплохие шансы на успех, — подчеркнул эксперт.
При этом ожидать в следующем году резкого всплеска интереса покупателей к электромобилям не стоит, полагает Терлюкевич. По его мнению, автомобилистов пока отпугивает недостаточное количество зарядных станций и другой инфраструктуры для моделей на электротяге. По его прогнозам, доля электромобилей по итогам 2023 года не превысит 1% в общих объемах продаж.
В настоящее время участники рынка не видят предпосылок для серьезных колебаний цен на автомобили. Тем не менее они всё же не исключают небольшого подорожания машин в начале года.