Более десяти лет назад было создано Всероссийское информационное агентство «Местное самоуправление». В ежедневных бюллетенях публикуется оперативная информация по основным политическим, экономическим, социальным событиям и проблемам городов Российской Федерации. На сегодня - это наиболее полный информационный ресурс, объединяющий информационные потоки городов России для продвижения широкого спектра идей, концепций и реальных проектов муниципальных образований, опыта по внедрению в жизнь Федерального закона №131, межмуниципального сотрудничества, работы в области экономики, транспорта, образования, культуры. С создателем и руководителем агентства, руководителем Саратовского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Россия" Мещеряковым Игорем Вячеславовичем мы беседуем сегодня о стратегическом развитии Саратова.
- Вы много лет работаете в межрегиональной муниципальной сфере и знаете жизнь разных городов России. Являются ли проблемы города Саратова уникальными?
- За 20 лет, которые я работаю в межмуниципальной среде, я принимал участие в работе практически всех межмуниципальных ассоциаций и союзов, лично знаком со многими руководителями городов России и с уверенностью могу сказать, что проблемы стоящие сегодня перед областными центрами страны в целом одинаковы и корнями они уходят в далекое прошлое.
Если коротко, то инфраструктура сегодняшних городов не соответствует концепции постиндустриального общества в котором мы живем. Лишь только небольшой процент плохого состояния городов зависит от нерадивости того или иного чиновника. Города сегодня не соответствуют понятию «комфортного проживания человека» по определению и в большей степени это системный кризис.
Например, много говорится о негодных дорогах, общественность требует их ремонта. Это не только не решение проблемы, но даже не постановка задачи. Все городские дороги и внутридворовые коммуникации проектировались еще в советское время с учетом того, что в далеком будущем будет 60 машин на 1000 населения – сегодня в центрах субъектов России уже 280-320 машин на 1000 жителей и число их растет. Простым латанием дыр в асфальте проблему не решить.
И подобные примеры существуют во всех сферах городского хозяйства.
Вот ещё одна проблема - крупные города, как правило, исчерпали свои земельные ресурсы, им просто негде строить новое жилье. В результате им остается либо осваивать дефицитные пустыри, либо сносит под застройку ветхие дома. При этом точечной застройке препятствует инфраструктурный дефицит – городские коммуникации рассчитаны на значительно меньшее количество потребителей. Гораздо эффективнее осваивать пригородные территории, но этот процесс не должен проходить хаотично.
Из-за этих проблем город превращается в территорию «не комфортную» для проживания и не соответствует новым реальностям жизни общества.
- Есть ли выход из этого состояния?
- Необходима совершенно другая психология жизни. В новых производственно-экономических отношениях надо по новому подходить к целенаправленному региональному пространственному планированию и развитию. При этом необходимо учитывать целый спектр вновь возникающих факторов: демографические изменения в регионе, несоответствие транспортного потока и пропускных способностей магистралей, особенности развитие рынка земли и недвижимости и многое другое.
Новые технологические и инфраструктурные вызовы требуют комплексного решения и консолидацию всего общества.
Ключевую роль в обеспечении более высокого уровня развития города играют сейчас такие «групповые» формы высококонцентрированного расселения, какими являются городские агломерации.
Развитие городской агломерации позволяет обеспечить рассредоточение промышленных производств, рационально разместить их по отношению к жилым районам, что улучшает как экологические условия, так и условия жизнедеятельности населения в крупных городах. Кроме того, городская агломерация, имеющая значительно более широкие возможности развития, – это среда, обладающая благоприятными для интеграционных процессов свойствами.
- Это общая постановка задачи, а с чего следует начинать?
- Прежде всего с самоидентификации города, как это не странно звучит. Надо разобраться с тем что из себя представляет город и жители вместе с ним. Города, как и люди совершенно разные: есть город – предприятие (например Норильск), город – история (города Золотого Кольца), город – университет (Болонья), город – спортсмен, город – фестиваль (Юрмала, Сан-Ремо), город – курорт (Сочи), город – транзит и так далее. Разобраться с этим можно только всем миром, на основании широкой общественной дискуссии.
Для города необходим тренд, вектор развития, идея, которая сплотит все сегменты нашего пестрого общества. В обсуждение должны быть втянуты ВСЕ от школьника до пенсионера, от лоточника до директора крупного предприятия, включая культурную элиту нашего города и чиновников. Это поможет сплотить людей и создать ОБЩУЮ идею.
Если в городе не будет общества – то и город потерян.
Затем необходимо тщательно продумать правильное применение агломерации: правильного районирования, вынесения производства за черту города, создания совершенно новых жилых зон. Тут требуется согласия всех ветвей власти: областной и муниципальной, районной.
Центр города целесообразно сделать историко-офисно-рекреационным. Требуется пересмотреть грузопотоки и пассажиропотоки. Эта огромнейшая работа, которую необходимо было проводить еще вчера.
Что касается нашего родного города, то я считаю, что должна быть сформирована большая научная группа, которая займется глобальными разработками для Саратова. Иначе через несколько лет всем жителям нужно будет просто уходить и строить новый город.
- Как другие города решают эти проблемы?
- Есть старая пословица: политикан думает о будущих выборах, политик думает о будущих поколениях. Среди руководителей городов немало стратегически мыслящих людей. Огромную работу по развитию агломерации ведут в Самаре, Пензе, Екатеринбурге. Москве.
Одно из собраний Ассоциации городов Поволжья было целиком посвящено этому вопросу: опытом работы поделились мэры Нижнего Новгорода, Чебоксар и Пензы.
Активно работают над этими вопросами в Ростовской области. Так в рамках агломерации предполагается создание индустриальных (Новочеркасск, Таганрог), инновационных (Таганрог), развлекательно-рекреационных (Азов, Старочеркасская), транспортных (Батайск) и других центров.
В Сибири на реализацию проектов по созданию агломераций с наибольшими основаниями претендуют Томск, Иркутск, Новосибирск и Красноярск.
Вот выдержка из концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации: «Особое значение для развития Сибирского федерального округа приобретает Красноярская агломерация, в которой наряду с развитием традиционных для нее экономических специализаций — химии и нефтехимии, тяжелого и сельскохозяйственного машиностроения, цветной металлургии, деревообработки, транспортной логистики, науки и образования — будут концентрироваться функции по управлению развитием и освоением территорий сопредельных регионов».
Старт новому проекту, идеологом и инициатором которого был бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, был дан подписанием соглашения между главой региона и главами семи муниципалитетов — Красноярска, Дивногорска, Сосновоборска, Емельяновского, Манского, Сухобузимского и Березовского районов. Соглашение предполагает совместную работу глав муниципалитетов по созданию и развитию единой транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, согласование планов жилищного и промышленного строительства.
Идея создания единой Московской агломерации позволила ввести хаотичный процесс развития столицы в правовые и экономические рамки. Это привело к всплеску экономической активности и повышению уровня жизни на всей территории агломерации.
Иными словами, речь идет о повышении эффективности деятельности города в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта - эффекта синергии.
- Ведутся ли аналогичные работы в нашем городе?
- Это мне не известно. Во всяком случае, в работе межрегиональных ассоциаций и изучении опыта соседей, без которого можно только «вариться в собственном соку» представители администрации города не замечены.
Я уверен, что вместо того чтобы «изобретать велосипед» и «наступать на грабли» эффективнее и дешевле посмотреть что делают коллеги, взять из их деятельности лучшее и реализовать у себя.
- Есть ли у Саратова шанс стать современным городом?
- По мнению главного архитектора Барселоны Хосе Асебилльо Марин любому городу, чтобы стать успешной агломерацией, нужно учесть три составляющие. Во-первых, город должен быть привязан к международной транспортной сети, то есть в нем должен действовать как минимум международный аэропорт. Во-вторых, в нынешнем информационном веке ключевую роль будут играть знания, поэтому в городе должны быть сильные университеты. Третий фактор выходит из географического положения – близость к естественным транспортным узлам, наличие транспортного каркаса агломерации и современных логистических центров.
Всё это вполне может соответствовать определению нашего города. Старейшие и авторитетнейшие университеты в Саратове готовят интеллектуальную элиту общества, крупнейшая естественная транспортная артерия Европы – Волга просто ждет включения её в процесс жизнедеятельности города. Использование реки может существенно разгрузить транспортные магистрали. Не будем забывать, что мы и приграничный регион, а это открывает колоссальные возможности для развития.
Муниципальные служащие делают правильные шаги по нормализации обстановки в городе: уборка мусора, ликвидация незаконных ларьков. Образно говоря, перед ремонтом и перепланировкой квартиры надо в ней навести элементарный порядок. Теперь жизненно важно сделать следующий шаг – приступить к стратегическому планированию «ремонта», вовлечь в обсуждение всех жителей нашей общей «квартиры». Этот вопрос требует участия и согласия всех сегментов общества - молодежи, бизнеса, власти, культурной и спортивной общественности, религиозных конфессий, надо активно использовать потенциал партий и общественных организаций.
При этом надо учитывать, что в ближайшие 10 лет соседние крупные города, прежде всего Нижний Новгород, Казань и Самара примут на себя большинство функций постиндустриальных городов, а Саратов может стать промышленной периферией, которую будут использовать как территорию для сброса невыгодных производств.
Я родился, вырос и живу в нашем городе и хочу, что бы он был территорией порядка и комфорта, чтобы мы могли гордиться своей Родиной. Но ещё раз повторюсь, что шаги нужно было делать еще вчера. Иначе мы потеряем город.