— Режиссер Алексей Сидоров не сразу увидел вас в роли командира экипажа «Т-34», пришлось вам проявить настойчивость. Откуда столь сильное желание сняться в этом фильме? Привлекла история?
— Так бывает — читаешь сценарий и понимаешь, что должен сниматься. Поэтому даже если что-то идет не так, нужно сделать всё, чтобы участвовать в съемках фильма. Я сделал — и в итоге доказал Алексею Сидорову, что смогу сыграть и быть участником его кинокоманды. Сценарий поразил и увлек меня с первого прочтения.
Знаете, бывает чувство, когда заходишь в какое-то помещение и понимаешь — оно твое, родное. Так когда-то я зашел в ГИТИС и сразу понял, что хочу учиться именно там. Не пробовался и не сдавал экзамены ни в какие другие театральные институты Москвы, поступал только в ГИТИС.
— У вас такая безошибочная интуиция?
— Да. Это ощущение, что с тобой стены разговаривают, как будто намекают: старик, тебе сюда. То же самое происходит со сценариями. Открываешь, читаешь и чувствуешь — это точно твое и ничье другое. Вне зависимости от дальнейших обстоятельств (утверждают тебя или нет) ты интуитивно понимаешь, что будешь там сниматься. Когда по поводу тебя есть сомнения, нужно что-то делать, прикладывать усилия. В случае с «Т-34» я снял самопробы, которые потом показали режиссеру.
— С какими трудностями пришлось столкнуться на съемках? Все-таки управлять настоящим танком не так просто.
— Сложностей было много. Когда первый раз сели в танк, была зима, минус 20. Осознавали, что в таких условиях придется сниматься не день и не два, но смирились.
Смотришь на Лешу Сидорова и заряжаешься настолько, что даже осанка выпрямляется. От командира фильма зависит всё! Поэтому мы легко со всем справлялись, было на кого равняться.
— Фильм «Т-34» основан только на документах или добавлен художественный вымысел?
— Сюжет строится на легендарной истории, которая действительно была. Есть советский фильм «Жаворонок» на том же материале, правда, заканчивается картина трагически. В «Т-34», напротив, хороший финал. Для зрителя это важно. Но в нашем фильме в титрах никто не пишет «основано на реальных событиях». А история реальная: парень действительно угнал танк с немецкого полигона, сбежал и ехал на нем долго, но его в итоге поймали… Но он же всё равно победил немецкую машину!
Таких случаев на самом деле было много, поэтому история, рассказанная в «Т-34», объединяет множество подвигов молодых русских парней и девушек. Она стала обобщенным срезом, итогом того, что случилось в то время.
— Каждую зиму у вас громкая премьера: в прошлом году в это время вышел фильм «Лед». Как относитесь к тому, что зрители в сетях пишут: «В кино один Петров»?
— Никак не отношусь, зачем на глупости реагировать? Хотя такие комментарии не обижают, наоборот, показывают, что я интересен людям.
Если бы все мои роли были одинаковые, тогда да, понятно, но они же разные… Я выбираю материал исходя из сценария, слежу, чтобы персонажи отличались. Меня в институте, когда учился, хвалили за то, что я мог сделать семь разных этюдов на экзамене. Люблю профессию, люблю кино, что же мне теперь не сниматься, если предлагают «Т-34», к примеру?
— Тогда почему складывается впечатление, что вы «везде»?
— Я думал об этом. Самому было интересно понять, откуда берется такое мнение. По большому счету в начале 2018 года вышли только «Лед» и «Гоголь», недавно сериал «Звоните ДиКаприо!». Это если речь идет о новых проектах. Я сел и составил список. Разве это много, три новых фильма в год? Мне кажется, у других артистов выходит и по десять, просто они остаются незамеченными, а эти получились яркими, понравились. Дело же не в количестве. Хочется, чтобы каждый раз были новые роли, не похожие на другие.
— Упомянутый вами телесериал «Звоните ДиКаприо!» критики назвали одним из лучших в 2018 году. И те же критики увидели там намеки на наших известных актеров. Насколько полно внутренняя кухня отечественного киномира отображена в сериале?
— Частично. Он ее даже не отображает, а высмеивает, что присуще режиссеру Жоре Крыжовникову. Там огромное количество сцен и диалогов, которые подают кинодействительность скорее с негативной стороны. Если же говорить про реальность, то в России существуют компании, которые создают классное кино. Сейчас в запуске большое количество крутых проектов, в том числе международных. Конечно, есть еще и другая индустрия, которую мы всеми силами пытаемся «выкуривать».
Стереотипы производства русского кино какие всегда были? Воруют, мол, там бесконечно. Но если посмотреть «Т-34», то видно, что все деньги на экране, всё в кадре. И графика, и танки, и масштабность съемок, и звук. Есть огромное количество людей, которые хотят в России снимать крутое кино. Рад быть их частью.
— Может сложиться впечатление, что главный герой сериала «Звоните ДиКаприо!» востребованный и избалованный актер Егор Румянцев — гипертрофированный образ самого Александра Петрова. Не зря же бытует мнение, что по большому счету перевоплощения не бывает, актеры всё равно играют себя.
— Мне кажется, от меня в этом персонаже практически ничего нет. Не мой характер, склад сознания, стиль жизни… Конечно, есть актеры, которые и вправду ведут себя, как мой герой. Но ведь Егор Румянцев — собирательный образ. Хочу подчеркнуть: история, рассказанная в «Звоните ДиКаприо!», — не про артиста, а про человека.
Если бы я, участвуя в съемках, срывал смены, приходил или притворялся пьяным, чтобы уйти с площадки, посылал бы всех на несколько букв, вел разгульный образ жизни, то и не снимался бы. Но я другой...
— Последний раз мы общались с вами в стенах Театра им. М.Н. Ермоловой, где вы играете Гамлета. Сегодня хватает времени на театр?
— Не хватает, да и материала, который бы меня сильно зажег, нет. Если соглашаюсь на роль в театре, то понимаю, что буду потом играть ее два раза в месяц на протяжении долгого времени, 5–7 лет. Непростой шаг, особенно если это сложнейшая работа. В кино же снимешься за два-три месяца — и всё. Кстати, в последние дни декабря будет сотый «Гамлет» в моем исполнении.
— В театре ответственности больше?
— Конечно. Поэтому и к следующей театральной работе буду подходить избирательно.
— Чем приходится жертвовать ради профессии и как восстанавливаетесь? Если скажете, что не устаете и работа — радость, поверю с трудом.
— Жертвую временем, всё оно уходит на работу. Мне кажется, я уже никак не восстанавливаюсь, организм привык существовать в таком режиме, знает, что нет времени на восстановление (смеется). Давно себе сказал, что в моем возрасте, пока есть предложения, интересные роли, надо себя рвать на части, иначе не получится чего-то достичь. Правда, путешествовать не забываю…
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Александр Петров окончил режиссерский факультет ГИТИСа, в 2013-м был принят в труппу Театра имени Ермоловой. Фильмография актера включает более 50 полнометражных картин и сериалов, в том числе «Метод», «Обнимая небо», «Притяжение», «Лед» и другие.