21 апреля 2016, 16::02 Фото: Dan Riedlhuber/Reuters Текст: Ольга Самофалова |
«Индекс ММВБ вскочил выше 1960 пунктов – то есть выше пика сверхблагополучного докризисного мая 2008 года, когда цена на нефть была 128 долларов за баррель. Подумать только», – поражаются фондовые аналитики. И нефть, и рубль также резко растут в цене. Что происходит с финансовыми рынками и долго ли это будет продолжаться?
Нефть, а следом рубль и российский рынок акций побили сегодня ряд рекордов. Нефть еще накануне в конце дня выросла до 45 долларов за баррель Brent. В четверг утром Brent преодолел границу 46 долларов впервые с ноября 2015 года.
Следом рубль обновил максимумы года в начале сегодняшних торгов. Доллар впервые в этом году опускался ниже 65 рублей, последний раз он стоил так дешево 20 ноября 2015 года, а евро дешевел до 73 рублей, выйдя на минимум 3 декабря.
Наконец, на таком позитиве индекс ММВБ превысил исторический максимум, который был достигнут в конце 2007 года на уровне 1970,5 пункта. На открытии торгов в четверг индекс ММВБ вырос на 0,6% – до 1971,5 пункта, индекс РТС – на 1,8%, до 959,9 пункта.
К сожалению, все эти рекорды оказались неустойчивыми, и вскоре все активы развернулись вниз, но удержав вполне высокие уровни. Так, Brent к 14.30 стоит 45,85 доллара за баррель, доллар – 65,20 рубля, евро – 73,79 рубля. Индекс ММВБ снижался до 1941,5 пункта, а индекс РТС – до 938,6 пункта. Между тем уже к 15.30 мск нефть снова преодолела отметку в 46 долларов, а доллар ослаб до 65,08 рубля.
Что происходит на рынках? Нефть подозрительно быстро позабыла провал переговоров в Дохе и так же быстро переключилась на данные о запасах и добыче в США, которые оказались ниже прогнозов. На них она и стала расти. Минэнерго США сообщило, что запасы за прошедшую неделю выросли на 2,08 млн баррелей, что ниже ожиданий в 2,4 млн. В то же время добыча составила 8,953 млн баррелей в сутки, что ниже прошлой недели (8,957 млн).
«Подскок сразу от 43 до 46 долларов за баррель – это чрезмерная реакция рынка на данные по запасам и добыче США, и они выступили лишь поводом, проявлением более глубоких процессов, – считает Марк Гойхман из TeleTrade. – В самом деле, ведь запасы даже не снизились, а выросли. А добыча за год сократилась лишь на 0,41 млн баррелей в сутки, то есть на 4,4%. Тогда как цены за этот период упали на 34,3%».
По его мнению, рынок сейчас отрабатывает новую идею. «Идею о том, что в последующие месяцы избыток в 1,5 млн баррелей в сутки будет преодолен за счет сокращения инвестиций и добычи при восстановлении спроса со стороны Китая и иных стран. Эксперты уже говорят о дефиците в 2017 году и ценах 50–60 долларов за баррель», – объясняет эксперт.
Но это долгосрочные ожидания, а рынок все же, как правило, реагирует на текущую конъюнктуру. А она явно говорит не в пользу роста цен на нефть. На днях Иран заявил, что готов уже к июню выполнить свою заветную мечту – нарастить добычу до 4 млн баррелей в сутки с нынешних 3,2 млн. «То есть Иран хочет добавить на рынок примерно 0,8 млн баррелей в сутки, а это в два раза больше, чем ушло с него от сокращения объемов в США. Саудовская Аравия теперь, после Дохи, похоже, начинает нешуточную борьбу с Ираном за долю рынка и готова также нарастить добычу. Да и сами гордые американские сланцевики, так доблестно державшие оборону от падения цен, смогут радостно вздохнуть при ценах 45–46 долларов за баррель. И разморозить свои месторождения, преодолев спад в отрасли», – говорит Гойхман. Это явные предпосылки к падению нефтяных котировок, а не к росту.
Однако инвесторы как будто этого не замечают, и рынок акций как в России, так и в мире растет. «Американский S&P 500 взял важнейшую высоту 2100 пунктов. Красавец – индекс ММВБ выскочил выше 1960 пунктов, то есть выше пика сверхблагополучного докризисного мая 2008 года, когда цена на нефть была 128 долларов за баррель. Подумать только», – удивляется Гойхман.
По его мнению, все это признаки перегрева рынка. А значит, цены рискованных активов не смогут долго держаться высоко. Но ждать ли теперь сильного обвала? Гойхман считает, что откат обратно по нефти не будет сильным. «Даже если на волне эйфории нефть дойдет до новых технических целей – 49,7 доллара по Brent и 48,3 для WTI, то затем, а то и ранее, последует откат. Но он не будет слишком сильным, сейчас дно воспринимается как 36–40 долларов, и стабилизация может произойти на уровне в районе 40–42», – отмечает эксперт.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что лучше нефти не подниматься до 50–55 долларов за баррель Brent, так как в этом случае падение может оказаться таким же существенным, как и рост перед этим.
«Рост нефти, который мы наблюдаем в течение апреля, носит эмоционально-спекулятивный характер: рынок растет на слухах и ожиданиях. То есть игроки игнорируют тот факт, что на рынке сохраняется избыток предложения, а баланс будет достигнут не раньше чем через год», – рассуждает Роберт Новак, старший аналитический обозреватель MFX Broker.
Он поясняет, что сначала нефть росла на ожиданиях соглашения о заморозке, но тот факт, что переговоры провалились, рынок проигнорировал. Затем котировки росли на новости о забастовке нефтяников в Кувейте, но она длилась всего три дня, и ее окончание также было не замечено рынком. «Вчера цены на нефть рванули вверх на слухах о майском саммите по заморозке добычи в Москве, но Новак опроверг эти слухи, а нефть все равно продолжила расти», – отмечает эксперт.
И этот рост может продолжаться до тех пор, пока рынок не столкнется с жестокой реальностью. «На мой взгляд, таким отрезвляющим фактом может стать оживление сланцевой нефтедобычи. Например, цена на нефть поднимется до 50 долларов или даже перейдет в диапазон 50–55 долларов за баррель Brent. И тут вдруг сланцевые нефтедобытчики заявят, что их такие цены устраивают, они возобновляют добычу на законсервированных скважинах. Статистика сообщит о росте добычи и увеличении количества действующих буровых установок в США. И рынок снова рухнет», – рассуждает Роберт Новак.
Следующим импульсом для укрепления нефти могут стать проблемы с нигерийскими нефтепроводами, которые до сих пор не решены, не исключает Анна Бодрова из «Альпари». «Сама Нигерия является крупнейшим в Африке производителем черного золота, суточная добыча нефти которой оценивается в 2 млн баррелей. Сбои в экспортных нигерийских поставках могут удерживать цены на нефть выше 45 долларов, пока инвесторы не увидят новый катализатор», – считает она.
Что касается рубля, то его рост является отражением дорожающей нефти. Плюс рубль получил поддержку на этой неделе «налогового периода»: экспортеры продают валютную выручку и покупают рубль с целью уплаты налогов, пик выплат приходится на 25 апреля.
Ждать ли сильного падения по рублю? «Если будет сильное падение по нефти, то, конечно, и рубль тоже упадет. Но я не ожидаю, что нефть снова упадет к минимумам января этого года, до 27 долларов за баррель, но падения до 35 и даже до 32 долларов я бы не исключал, равно как и возврата рубля в диапазон 70–75 за доллар», – прогнозирует Новак из MFX Broker.
«Можно сколько угодно говорить, что объективных фундаментальных причин для такого сильного падения нефти нет, но ведь для нынешнего роста тоже нет объективных фундаментальных причин. А на спекулятивно-эмоциональном рынке возможны как сильные взлеты, так и сильные падения», – объясняет собеседник.
Учитывая такую волатильность, российское правительство подстраховалось. В настоящий момент прогноз развития российской экономики предполагает, что цена на нефть остается в базовом варианте на уровне 40 долларов за баррель нефти марки Urals, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Однако в консервативном варианте заложена стоимость нефти аж в 25 долларов за баррель.
Текст: Ольга Самофалова