Приоритетные проекты стоимостью 178,9 млрд руб., а также субсидии регионам на 200 млрд руб. больше не считаются частью плана мероприятий по повышению темпов роста экономики в 2017 году.
Последнюю версию этого документа получили в Белом доме в эти выходные, рассказали «Газете.Ru» источники в правительстве. Документ собирался в Минэкономразвития из предложений ведомств еще в конце 2016 года. Первый его вариант, представленный в правительство в декабре прошлого года, оценивался в полтриллиона рублей.
Основную его стоимость как раз и составляли затраты на приоритетные проекты и субсидии регионам. И эти статьи расходов уже противоречили друг другу. От приоритетных проектов как основного результата работы проектного офиса во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым ожидают главных стимулов роста экономики. «Средства на финансирование приоритетных проектов уже предусмотрены в законе о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов», — пояснили в Минэкономразвития.
Наоборот, субсидии регионам необходимы для выравнивания пострадавших от кризиса субъектов с долгосрочными планами правительства по поиску роста. Расходы на субсидии также уже присутствуют в бюджете. Но попытка повторить декабрьскую версию документа по образу и подобию антикризисных планов правительства прошлых лет уже не соответствовала официальной точке зрения о том, что кризис пройден.
В январе это противоречие стало ясно всем участникам такого планирования. «Этот, так в кавычках я бы его назвал, «антикризисный план» — на самом деле это план поддержки некоторых секторов экономики», — сказал ранее в интервью «Газете.Ru» замминистра экономического развития Олег Фомичев.
Таким образом, все федеральные расходы, имеющие ярко выраженный характер антикризисного финансирования, остались в этом документе. По словам Олега Фомичева, план на 2017 год «будет очень короткий, там не будет практически никаких структурных мер».
«Потому что основной акцент мы будем делать не на этом плане, а на плане, который у нас задача поставлена разработать и принять до мая», — подчеркнул замминистра.
«Большинство экспертов в данном случае сходятся в том, что потенциал роста для нашей экономики сейчас — порядка 3,5–4%, вопрос в том, как этот потенциал активировать», — сказал 12 января премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на Гайдаровском экономическом форуме.
Премьер-министру «уже понятно, что восстановить нормальные темпы роста только за счет денежной и бюджетной политики не получится, требуются серьезные структурные реформы».
Окончательное решение сосредоточиться на более масштабном плане было принято 10 января на совещании у Дмитрия Медведева. Пока известны лишь общие очертания структуры. По подсчетам главы МЭР Максима Орешкина, которые он сделал в начале января, структурные преобразования необходимы по семи направлениям. Кроме снятия ограничений в сфере человеческого капитала и решения проблемы бедности министр предложил сосредоточиться на вопросах повышения инвестиционной активности, инновациях, а также на международной кооперации и экспорте. Отдельно необходимо снижать уровень транзакционных издержек в экономике.
Кроме того, министр не раз подчеркивал важность решения проблемы высокой доли теневой экономики в стране. Размер теневой экономики в пирамидальной структуре российского госкапитализма ни в Минэкономразвития, ни в Минфине не называют. Но речь явно идет не только о самозанятых гражданах, которые до недавнего времени официально признавались чуть ли не единственным элементом теневой экономики. А в эту субботу Максим Орешкин в своем выступлении на Гайдаровском форуме увязал снижение налогового бремени в экономике со снижением уровня «тени».
Премьер поручил ведомствам и ЦБ к 23 января направить предложения в Минэкономразвития к комплексному плану действий правительства до 2025 года, рассказали источники в правительстве.
Максим Орешкин на завершившейся неделе обещал, что «примерно через два месяца, в марте месяце, у нас уже будет такая работоспособная версия, некий промежуточный итог».
Тем временем из антикризисного плана на 2017 год оказались исключенными все пункты, которые могут содержать структурные меры и пригодиться долгосрочному, до 2025 года плану. Поэтому из документа оказались изъяты и предложения по разработке программы финансового оздоровления и социально-экономического развития субъектов РФ с высоким уровнем долговой нагрузки.
Вычеркнуты предложения проводить мероприятия по оценке состояния рынка труда, а также пункты, предусматривающие поиск новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад.
Источники в кабинете министров объяснили такой подход в духе январских программных заявлений членов президиума правительства: пункты, не вошедшие в план, будут проработаны в рамках работы по подготовке проекта комплексного плана действий правительства, направленного на повышение темпов роста российской экономики, на 2017–2025 годы.
На том же основании из документа исчезло и единственное предусматривавшееся фискальное послабление –- заморозка до 30 июня 2018 года ежегодной индексации по инфляции платы с грузовиков с максимальной массой свыше 12 тонн.
В перечень мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития в 2017 году, по сути, вошли только предложения Минпромторга по дополнительной поддержке отраслей экономики. Эти расходы на сумму 107,5 млрд руб. премьер-министр Дмитрий Медведев гарантировал их получателям еще в ноябре 2016 года, рассказал правительственный источник.
Самая крупная статья расходов на 62,3 млрд руб. предусмотрена на поддержку автомобильной промышленности..
Остальные расходы распределены по субсидиям в транспортное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение. Незначительные субсидии выделены на машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности и на легкую промышленность. Источников финансирования этих расходов в бюджете пока нет.
«Вероятно, они будут профинансированы за счет бюджетных резервов, находящихся в распоряжении правительства», — предположил один из чиновников, знакомый с планом.