Багаж для Думы

25.08.2016 09:15
 
С чем партии идут на выборы?
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) изучил, как партии готовятся к выборам-2016, и оценил их шансы на прохождение в Госдуму.

Эксперты, в частности, проанализировали предвыборные программы, оценив их по нескольким критериям - реалистичности, системности (охват всех сфер) и электоральной привлекательности. "Единая Россия" и КПРФ заняли первые два места. Третью строчку поделили ЛДПР, "Справедливая Россия" и партия "Родина". В хвосте списка оказался "ПАРНАС".

Еще одна немаловажная составляющая успеха - активность партий в медиасфере. ФоРГО составил рейтинг и в этой области, взяв в расчет типы СМИ, в которых "светились" партии. Первое место опять же у "ЕР", которая в несколько раз обогнала ближайшего конкурента - КПРФ. При этом "ЕР" оказалась самой "региональной" партией: в СМИ данного уровня было опубликовано почти в 3,5 раза больше сообщений о деятельности "единороссов", чем в федеральных. А самая "федеральная" партия - "ПАРНАС". Взяли на вооружение партийцы и соцсети - наиболее содержательно представлены в них парламентские партии, а больше всего постов в день размещает КПРФ - в среднем 12. "Партии используют Интернет как большое СМИ, он не задействуется для привлечения сторонников", - оценил ситуацию глава ФоРГО Константин Костин.

Если партия власти сформировала списки на основе предварительного голосования, то конкуренты в основном выбрали кулуарный способ.

Федеральная часть партийного списка КПРФ оказалась весьма консервативной, отметили в фонде. "Выбор первых лиц региональных групп показал ограниченность партийного пула сильных и узнаваемых политиков. Проблему пришлось решать за счет представителей других партий и новых имен, ранее не связанных с КПРФ", - считают эксперты. Новых лиц среди выдвиженцев партии оказалось сравнительно немного. Еще более усугубились эти тенденции у "эсеров".

ЛДПР же сделала ставку в пользу десятки федеральной части списка, состоящей из депутатов Госдумы. Региональные группы либерал-демократов оказались определены неровно. Так, позиции ЛДПР в Москве и Санкт-Петербурге "откровенно слабые".

В списках остальных партий выделяются лишь отдельные узнаваемые кандидаты. Причем часть из них, как отмечают в ФоРГО, была рекрутирована либо по причине идеологической близости, либо в силу относительно высокой узнаваемости.

Кроме политических "трансферов" ("заимствования" под выборы известных лиц из других партий), тенденцией кампании стали договоренности относительно выдвижения кандидатов в одномандатных округах. Причем это не был исключительно "междусобойчик" парламентских партий - в договоренностях принимали участие "Родина", "Гражданская платформа".

В целом для "ЕР" избирательная кампания 2016 г. знаменует собой "борьбу за подтверждение лидерства в партийной системе страны", пишут авторы доклада. Для КПРФ же предвыборная кампания пройдет под знаком борьбы за пошатнувшийся статус второй партии. Серьезную конкуренцию коммунистам составит ЛДПР - борьба пойдет за вторую строчку по партийным спискам. "Рейтинг ЛДПР рос на патриотической риторике. А вот что может партию сдержать - учитывая, что Россия - многонациональное и многоконфессиональное государство, - это призывы к изменению федеративного устройства, ликвидации национального образования и т.п.", - оценивает Константин Костин.

Однако у либерал-демократов нет сопоставимого с коммунистами числа сильных кандидатов в одномандатных округах, так что на этом поле серьезной борьбы не будет, предсказывают в фонде. Костин считает, что коммунистам надо избегать "перегибов". Повышение соцрасходов и прочие популярные лозунги, сильные региональные отделения - все это работает на партию. А вот заявления на тему "кругом враги" - наоборот.

Что касается "Справедливой России", то ее позиции ослабли (в 2011 году партия на выборах в Госдуму заняла 3-е место с 13,24% голосов). В текущей избирательной кампании речь идет лишь о преодолении 5% барьера, указано в докладе. Глава ФоРГО все же считает, что место в Госдуме "СР" обеспечено. По его прогнозу, борьба между основными участниками политической гонки пойдет за так называемый "ситуативный электорат" - 10-12% избирателей.

Шансы остальных политических партий на то, чтобы преодолеть 5% барьер по партийному списку, минимальны, считают авторы исследования

Партнеры