Механизм удаленной работы с банком обещает быть несложным. Посмотреть, какие кредитные организации уже работают с этой системой, можно на сайте Банка России - регулятор опубликовал в выходные перечень из 438 банков, которые могут проводить удаленную идентификацию. Список будет обновляться ежемесячно, говорит управляющий директор ассоциации ФинТех Татьяна Жаркова.
Один раз посетить банк все же придется - для первичной идентификации. Кроме того, в отделении банка нужно будет написать заявление на передачу и обработку персональных данных, включая биометрические. При себе также необходимо будет иметь паспорт и СНИЛС. После сотрудники банка зарегистрируют клиента в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) либо, если у гражданина уже есть учетная запись на портале Госуслуг, то будут использованы данные оттуда, уточняет Жаркова.
Для внесения информации в Единую биометрическую систему в банке клиенту сделают цифровую фотографию и попросят сказать несколько слов в микрофон (это будет образцом голоса). После этого потребуется авторизация через мобильное устройство клиента (смартфон или планшет), куда придут сообщение о регистрации в системе и инструкция по дальнейшим шагам. Также клиент получит логин и пароль для входа в Единую систему идентификации и аутентификации . Чтобы подтвердить регистрацию, необходимо сделать на телефоне или планшете снимок своего лица и зачитать предложенный текст. После этого процесс можно считать завершенным, говорит Жаркова. Заведение учетной записи в системе для клиента будет бесплатным, уточняет она.
При этом получить доступ к системе удаленной идентификации можно будет в одном банке, а пользоваться банковскими услугами - во всех кредитных организациях из списка ЦБ. На первом этапе клиентам откроется доступ к ограниченному набору сервисов: открытию счета, вклада, получению кредита и денежным переводам. Через полгода-год обкатки системы перечень услуг может быть расширен. "Более того, планируется, что удаленная идентификация будет использоваться не только в банковском секторе, но и, например, при страховании, обращении в муниципальные и федеральные органы власти, к нотариусу, для пользования услугами негосударственных пенсионных фондов", - рассказывает Жаркова.
По ее словам, удаленная идентификация будет более надежной системой подтверждения личности клиента, чем привычный вход в личный кабинет через комбинацию логина и пароля и через сгенерированные смс-сообщения, поскольку пароли можно подобрать, а смс - перехватить. "Подделать сразу несколько биометрических параметров практически невозможно, поэтому надежность такой аутентификации близка к 100 процентам", - считает Жаркова. По ее словам, в систему в том числе встроен модуль, исключающий подмену фотографий. Минимальный процент схожести клиента для прохождения опознания системой пока не раскрывается.
Предполагается, что механизм удаленной идентификации таки или иначе смогут использовать все банки, которые участвуют в системе страхования вкладов и к которым не применяются меры по предупреждению банкротства, а также отсутствуют неоднократные нарушения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Удаленная идентификация позволит повысить доступность финансовых услуг, в том числе для людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения. Кроме того благодаря такому механизму клиенту станет гораздо удобнее получать услуги вне зависимости от времени суток, местонахождения клиента или филиальной сети банка, говорил ранее в интервью "Российской газете" заместитель директора департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин.
По словам главы Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, удаленная идентификация позволит также жителям Крыма стать клиентами крупных банков, не представленных на полуострове. Предприниматели и юрлица в Крыму смогут вместо биометрии использовать цифровую подпись и другие цифровые технологии для удаленной идентификации, заявлял Аксаков.