Какие внутренние и внешние факторы могли бы помешать наступлению экономической стабильности в России, рассказывает АиФ.ru.
Ситуация в национальной экономике налаживается: инфляция замедлилась, потребительское самочувствие населения улучшается, а иностранные финансовые институты один за другим пересматривают свои прогнозы по росту ВВП РФ. Например, Международный валютный фонд (МВФ) ожидает экономический рост в 1,4 % по итогам этого года (в начале года в прогнозе МВФ значился рост в 1,1 %).
При этом существуют вызовы, которые угрожают этой стабильности. АиФ.ru попросил профессора РЭУ им. Г. В. Плеханова, д. э. н. Сергея Орлова выделить основные риски, стоящие перед российской экономикой.
Пятнадцатилетняя «сага» о пенсионной реформе, фактически начатая ещё в 2002 году, — один из основных внутренних вызовов национальной экономике. Несмотря на прошедшие со старта реформы годы, мы до сих пор не имеем чётко проработанных позиций в законодательном поле. Неопределённость с пенсионным вопросом в перспективе может дорого обойтись национальной экономике. Уже сейчас звучат неутешительные прогнозы: реальные пенсии населения не будут расти ещё 20 лет.
Потенциальную угрозу таит и усиливающийся тренд роста уровня бедности. Здесь важно обратить особое внимание на два основополагающих момента. В первую очередь это резкое увеличение числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума (рост более 26 % за последние два года).
Кроме этого, неоправданно высокая и недопустимая в государстве с относительно низким среднестатистическим уровнем жизни населения дифференциация по доходам: только по официальным данным в 2016 году различия в уровне доходов между 10 % самых богатых и, соответственно, самых бедных россиян достигли почти пятнадцатикратного разрыва.
Дальнейшее развитие этой ситуации — прямой вызов обществу и полновесная основа для социального дискомфорта, с которым жить становится всё труднее.
Среди вызовов, стоящих перед национальной экономикой, следует выделить теорию «предложения», которую активно лоббирует ряд экономистов. Однако альтернативу известной теории «спроса» с учётом некоторых особенностей России просто трудно себе представить: перспективы пространственного развития и включение в деловой оборот ранее не востребованных территорий Сибири и Дальнего Востока инициируют именно спрос на различном управленческом уровне, который должен быть реализован.
Что же касается отложенного по разным причинам спроса населения (в 2015 году снижение розничного оборота составило 10 %, в 2016 году — 5,2 %), то его, безусловно, необходимо реанимировать (включая и совершенствование структуры потребления) на основе роста реальных денежных доходов. К этому следует добавить накопленный за несколько лет спрос в отраслях реального сектора. Эти три как бы не в полной мере задействованных в экономике сектора потенциального спроса могут создать фундаментальную базу для продвижения объёмов ВВП по нарастающей. Иной альтернативы приоритету возрастания внутреннего спроса как важнейшему фактору роста экономики просто не существует.
Во-первых, это необузданное стремление многих западных государств и транснациональных корпораций агрессивно использовать, а зачастую ускоренно и непродуманно насаждать имеющиеся преимущества в экономике и технологиях, устраняя конкурентов на отдельных национальных рынках. Это может существенно замедлить темпы развития и привести к социальной нестабильности внутри нашей страны.
Второй внешний риск — продолжающаяся политическая и экономическая нестабильность в приграничном окружении России и среди дружественных государств-партнёров. Это усиливает риски внутри страны, поскольку отвлекает дополнительные финансовые ресурсы на решение первоочередных внешнеполитических задач.
Неопределённость с ценами на ведущий базовый актив российской экономики: нефть. Несмотря на то, что, на первый взгляд, РФ и рубль адаптировись к низким сырьевым котировкам, чрезмерные скачки на рынке углеводородов, спекулятивный ресурс и присутствие политики могут стать вызовом для стоимости барреля и, соответственно, для России.
В целом это объективный процесс: он имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако в последнее десятилетие вектор его влияния находился в основном на негативной стороне. Если же взять за основу анализа и сравнений последние три года, то мировые финансы стали важнейшим инструментом политического давления на Россию. В полной мере устранить это не удастся, но минимизировать — и тем более учитывать в прогнозах и оценках — просто необходимо. Дело в том, что национальная финансовая система в условиях открытой экономики — это залог гражданского спокойствия и трамплин для роста.