Дмитрий Косырев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Можно ли одной фразой описать итог завершившейся на этих выходных ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности? Получается так: три дня упущенных возможностей. Или демонстрация неспособности западной — прежде всего европейской — элиты найти новый курс по части безопасности, даже когда всем понятно, что старый курс давно провалился.
Суд над Дональдом
Всегда интересно следить за мнением людей, которых знаешь лично. Вот, например, Анжела Стент, участник Мюнхенской конференции, сейчас — эксперт по России в Джорджтаунском университете, а раньше — советник Билла Клинтона, Джорджа Буша и аналитик ЦРУ (мы с ней знакомы). "Находясь здесь (то есть в Мюнхене), вы понимаете, что самый большой источник нестабильности в мире сейчас — не Россия. Это Соединенные Штаты", — говорит она.
И, в общем-то, Мюнхенская конференция была посвящена главному вопросу: что будет с атлантическим (западным) сообществом при президентстве Дональда Трампа. Главным событием стала первая массовая вылазка людей Трампа (во главе с вице-президентом Майклом Пенсом) в Европу. Команда Пенса, правда, заявляла, что едет послушать европейцев. Но они в ответ говорили: нет, это мы вас хотим выслушать.
В итоге получилось… Обратимся к разделу сайта Мюнхенской конференции, где проводится экспресс-обзор публикаций мировых СМИ на эту тему. Получилось вот что: люди Трампа очень старались успокоить нервных европейцев, сказать им, что все будет хорошо и как раньше. Но если они и правда пытались уверить союзников, что несущие конструкции американской внешней политики остаются в неприкосновенности, то у них это не получилось. По крайней мере, так считает европейская экспертная команда, находившаяся в зале заседаний.
Так уж вышло, что именно Россия, а не кто-то другой, была назначена несколько лет назад главной угрозой для Запада (почему и как это случилось, мы, в общем, знаем). И происходило это по инициативе США, а вовсе не европейцев, всерьез поменяло европейский политический пейзаж. Поэтому лакмусовым тестом "новой политики" Трампа не только для России, а и для Европы тоже, было — что скажет в Мюнхене команда Трампа именно о России.
И ведь сказали, чем люто обидели множество российских неумеренных трампоманов. И насчет того, что Россия ответственна за происходящее на Украине, и вообще о том, что "сегодня, завтра и далее будьте уверены, что США остаются и будут вашим величайшим союзником".
Кстати, неожиданные антироссийские высказывания буквально всей вашингтонской команды в последние дни были вызваны в том числе и тем, что предстоял Мюнхен, на котором надо было что-то говорить, а до того разминаться. А что говорить — по России и не только, — если внешней политики Дональда Трампа еще просто нет? В результате прозвучал набор общих фраз из арсенала двух прежних администраций. Который, как видим, европейцев совершенно не впечатлил. Им нужно нечто большее.
Постзапад
А что их впечатлило бы? Здесь надо смотреть, кто собрался на Мюнхенскую конференцию. Это прежде всего люди на госслужбе и избранные политики. Для них смена курса Америки означает отставку — и это как минимум. Потому что в век "постправды" и утекающей информации бывают еще и расследования. Постправда — это вранье, в том числе в "независимых массмедиа", на котором строилась не только антироссийская, а вся их политика. Уходить сейчас опасно.
Вот эти люди и превратили конференцию в упражнение по упрятыванию голов под подушку. Пусть вместо нас куда-нибудь уйдет Трамп, пусть все будет как вчера — тогда вылезем.
Тем более что личности из американской делегации типа сенатора Джона Маккейна помогли европейским коллегам, заявив, что администрация Трампа находится в хаосе. Либеральные медиа, которых Трамп только что окрестил "врагами народа", тоже усердно создают ожидания того, что Трамп вот-вот будет свергнут. Пока что, похоже, нынешние европейские лидеры предпочитают исходить из этой перспективы. И ждать, когда в США снова будет президент, который не станет заявлять, что для него "Америка на первом месте". Через месяц, пусть даже через четыре года — надо просто дождаться.
Одной из ключевых тем выступлений была физическая способность Европы обойтись без США, особенно в сфере безопасности. Это был разговор о деньгах, потому что как Барак Обама, так и Дональд Трамп говорили, что пора кончать с ситуацией, когда европейцы не способны тратить на оборону даже 2% бюджетов. Но на Обаму не обращали внимания, а Трамп — другое дело. Ответом ему были некоторые пассажи в выступлениях на тему того, что дело не в процентах, Европа — это, в частности, несколько десятков плохо совместимых систем вооружений. Когда-нибудь она теоретически смогла существовать без Америки, но это бы случилось не скоро.
В любом случае строить другую, самостоятельную Европу способны были бы иные, новые европейские лидеры. Однако сейчас в Мюнхене были еще прежние лидеры. Им кажется, что на предстоящих выборах удастся сохранить прежние режимы в Германии и во Франции (таковы сегодня опросы). Прочие европейцы несущественны. В общем, перед нами уход в глухую оборону и непризнание перемен.
Вообще, Мюнхен — это не только чиновники и политики, которым невозможно меняться. Это еще и экспертное сообщество, включая и главного организатора этого сбора — бывшего заместителя министра иностранных дел Германии Вольфганга Ишингера. Он и его единомышленники предложили конференции (в изданном заранее, еще в прошлом году докладе) тему для разговора: полная смена ситуации в мире и западном сообществе — в частности. Озаглавили они доклад так: "Постправда, Постзапад и постпорядок". То есть речь идет о наступлении новой эпохи — "конце того Запада, который мы знаем". Правда, после этого названия стоит знак вопроса — с явным призывом дать ответ.
И вот что получилось: люди при должностях и погонах старательно не заметили эту высокую интеллектуальную планку. И не только они, есть еще те самые медиа. Выступая и отзываясь на тему доклада, Сергей Лавров говорит: "Надеюсь, что выбор будет сделан в пользу созидания демократического и справедливого мирового порядка, если хотите, назовите его "post-West". Как под копирку реагируют "международные" СМИ (в данном случае не только Запад, а катарская "Аль-Джазира"): "Российский министр иностранных дел призвал к концу устаревшего миропорядка при доминировании Запада, в то время как вице-президент США Майкл Пенс обещал трансатлантическим союзникам по НАТО непоколебимую поддержку". Чувствуете разницу?