Власть должна избавиться от иллюзий и самостоятельно привлекать больше инвестиций для выполнения соцобязательств, заявил Дмитрий Медведев. Имеющееся же производственное развитие в России он сравнил с «Ла-Ла Лендом», только «у нас круче».Инвестфорум в Сочи, стартовавший в понедельник, на этот раз был посвящен теме привлечения инвестиций в регионы. Но неожиданно оказался идеологически связанным с мегашоу на другом конце света, в Лос-Анджелесе. Речь идет о церемонии вручения кинопремии «Оскар», состоявшейся несколькими часами ранее.
Параллель между РИФ «Сочи-2017» и «Оскаром-2017» провел сам премьер-министр Дмитрий Медведев.
Впрочем, началась пленарная часть как обычно. С опоздания главного ньюсмейкера (почти на полчаса) и призыва активнее включиться в работу форума. Медведев предложил участникам форума обсудить очередной план действий правительства, который рассчитан до 2025 года.
Планом предусмотрено поддержание устойчивой «макроэкономической динамики», решение проблемы дефицита квалифицированных рабочих рук, хеджирование валютных рисков экспортерам несырьевых товаров, дальнейшая поддержка малого и среднего бизнеса, в частности, по кредитной программе «6,5%».
Подробнее всего Медведев остановился на той части плана, которая называется «Умная экономика».
Премьер призвал собравшихся активнее переходить — на основе правительственного плана — к внедрению новых уникальных технологий, продемонстрировать миру «научные достижения, которые прославляют нацию».
«Страны, которые сегодня не способны перейти к новым технологиям, могут оказаться в очень тяжелом положении, просто отстать безвозвратно. Их не спасет ни дешевая рабочая сила, ни сырье. У России есть все слагаемые для того, чтобы стать одной из ведущих технологических стран мира», — заявил премьер.
По его словам, главное, что «мы смогли за последнее время в известной степени возродить, – это психология страны-лидера. Лидера, который не раз доказывал, что может делать лучшие в мире продукты».
Присутствующие в зале было задумались, о каких продуктах идет речь? Но Медведев сам подсказал. Речь о продуктах интеллектуальной деятельности, о стартапах, которые «просто утекают за границу, потому что там сформирована максимально комфортная среда для тех, кто способен создавать революционные технологии, продукты».
Этого больше допускать нельзя, считает Медведев. План правительства предусматривает создание такой экосистемы для интеллектуалов и людей творческих профессий, которая будет не хуже заграничной. Это касается в первую очередь Минобрнауки. Нужна система управления талантами. Нельзя терять талантливых ученых и специалистов, потому что были потрачены деньги на их подготовку.
Кроме того, экспортируя таланты, Россия теряет позиции в конкурентной борьбе за будущее. «Я напомню известные слова Сергея Капицы, — сказал Медведев. — «Математика — это то, что русские преподают китайцам в американских университетах». Вот такого положения быть, конечно, не должно».
Предотвратить утечку мозгов будет непросто, пообещал экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, правда, на другой сессии «Межбюджетные отношения. В поиске равновесия». По его расчетам, расходы консолидированного бюджета на образование в реальном выражении уменьшились.
«К сожалению, образование в процентах ВВП государственного финансирования достигло 4,1% в определенный год и сейчас снова скатилось до 3,6% буквально за три года», — сказал Кудрин.
Он призвал увеличить расходы на образование и добавил, что уменьшение финансирования недопустимо для развития экономики.
Посвящая в комплексный план правительства, Медведев сильно отклонился от заявленной темы форума. Было непонятно, как регионы должны вписаться в этот комплексный план. Медведев этого так и не уточнил, но пообещал, что правительство продолжит «дальнейшую рационализацию налоговой системы».
Услышав про налоги, бизнес, присутствующий в зале, напрягся. «Вечером я планирую встретиться с представителями нашего крупного бизнеса, обсудить в том числе и эти вопросы», — добавил премьер. Но тут же дал обещание:
«Точно могу сказать, что мы воздержимся от принятия любых решений, которые ухудшают положение предпринимателей в части неналоговых платежей».
Бизнес не очень-то поверил в гарантии правительства. Вице-президент РСПП Давид Якобашвили пожаловался на отсутствие предсказуемости в действиях чиновников. Предсказуемость и стабильность должны быть хотя бы на определенном отрезке времени. Те же налоги — сколько раз власти заявляли, что налоги заморозят, но косвенные налоги продолжают расти. Например, выросла кадастровая оценка, введение системы «Платон» для грузовых авто негативно сказалось на ритейле и пищевой промышленности, закон об утилизации отходов также повысил нагрузку на бизнес, перечислял Якобашвили.
Из-за непредсказуемости властей бизнес не хочет инвестировать, боится, не знает вообще, что делать. В итоге инвестиции падают.
На эту же проблему обратил внимание и другой участник форума — врио главы Калининградской области Антон Алиханов.
По его словам, частные инвестиции в регион сокращаются. Область держится на плаву за счет госинвестиций.
Он предложил создать более гибкую систему налоговых преференций для резидентов Калининградской особой экономической зоны. Льготный режим мог бы быть продлен и после завершения льготного периода. При условии, что компании-резиденты увеличат объем инвестиций в экономику региона.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин поспешил заверить, что в их правительственном «замке» все работает очень эффективно и без проволочек, в отличие от западных компаний, которые буквально задушены бюрократией. На это модератор заметил, что новому министру, видимо, еще не приходилось работать по поручениям.
Якобашвили в конце, похоже, понял, что лучший выход в такой дискуссии — выступать пространно и тезисно.
«Давайте ослабим вожжи», — ответил Давид Якобашвили на вопрос ведущего о возможности инвестиционного бума в России.
«Насчет вожжей — тут так: ослаблять можно только при определенной ситуации — в некоторых случаях вожжи нужно держать очень уверенно, иначе унесет, и не успеешь оглянуться, и будешь где-нибудь на обочине», — отреагировал премьер.
Всем, кто жаловался, Медведев напомнил, что в этом году правительство увеличило объем дотаций и субсидий почти на 200 млрд руб. Одновременно были расширены возможности регионов в плане принятия решений о льготах и преференциях. Еще 20 млрд руб. в виде грантов выделят тем регионам, которые достигли успехов в экономике.
А с 2018 года у регионов появится возможность «оставлять у себя часть прироста налога на прибыль». Такой подход можно было бы распространить и на другие налоги и сборы, пообещал Медведев. Но сначала это нужно проанализировать, добавил премьер.
А тем, кто не удовлетворен заботой правительства, Медведев посоветовал побыстрее избавляться от иллюзий. В том смысле, что взаимоотношения между федеральным центром и регионами — это не «фабрика грез». Нужно учиться самостоятельно решать любые задачи и добиваться целей любой сложности, говорил премьер. Это касается и внутренних проблем, и внешнеполитических.
«На мой взгляд, это очень хорошо — вот эта утрата иллюзий очень полезна для всей страны», — отметил он.
Среди, по всей вероятности, утраченных иллюзий премьера — продвигаемые главой Сбербанка Германом Грефом блокчейн и agile, которые не снимают проблемы, что кто-то все-таки должен работать, а не только креативить.
При этом глава российского правительства процитировал Уинстона Черчилля, возглавлявшего правительство Великобритании в середине ХХ века: «Он как-то сказал: «Меня часто спрашивают: «За что мы сражаемся?» Могу ответить: «Перестанем сражаться, тогда узнаете».
По мнению Медведева, «это неплохо характеризует деятельность любого правительства и любой власти».
Несмотря на обращение к опыту британского премьера, яснее, чем же в таком случае, по крайней мере до выборов-2018, занимается российское правительство, не стало.
В конце мероприятия ощущение зыбкости и нереальности происходящего только усилилось.
Подводя же итоги конкурса «Премия развития — 2017», Медведев заявил, что наша награда покруче будет, чем «Оскар». «Вот вручение «Оскара» фильму «Ла-Ла Ленд», а у нас премия за производственное развитие. Мне кажется, что это круче», — предположил премьер.
Правда, он не уточнил, что продюсерам картины об утраченных иллюзиях пришлось расстаться со своими, уступив сцену и вернув статуэтку за лучший фильм съемочной группе совсем другого фильма.