Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил в понедельник, 16 ноября, что новый дорожный сбор для грузовиков массой более 12 тонн не приведет к росту цен на продукты питания или перебоям с их поставками.
Фото: Виталий Невар/ ТАСС
"Трудно сказать, сколько новый дорожный сбор добавит к общей динамике роста цен, но вряд ли его влияние будет определяющим. Можно с уверенностью сказать, что это не приведет к дефициту продуктов питания и иных потребительских товаров", - сообщил министр.
Он убежден, что в наступающем году россиянам стоит ожидать роста цен на продовольствие, однако связан он будет в основном с инфляцией и колебанием курсов валют. "В 2016 году будет происходить постепенный рост цен как вследствие инфляции, так и иных факторов, в том числе сезонного роста и колебаний курса валют", - отметил Мантуров.
В свою очередь, в пресс-службе Банка России заявили, что влияние платы за вред федеральным автодорогам с грузового транспорта окажет несущественное влияние на инфляцию и будет носить разовый характер.
"Мы оцениваем влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции как несущественное. К тому же оно будет носить разовый характер", - цитирует ЦБ агентство РИА "Новости".
В Банке России добавили, что даже в случае полного переноса затрат автотранспортных организаций в цены производителей в пищевой промышленности и розничной торговле вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысит 0,1 процентного пункта в 2015 году и 0,1 п.п. в 2016 году.
Между тем, многие перевозчики пессимистично настроены по отношению к новой системе оплаты. Их поддерживает ряд крупных торговых сетей и производителей продуктов питания. Они уверены, что новая система оплаты не может не отразиться на стоимости самих поставок, что, в свою очередь, вызовет подорожание продовольствия.
Так, Ассоциация производителей и поставщиков "Руспродсоюз" совместно с рядом производителей и поставщиков продуктов питания выразили обеспокоенность вероятным ростом цен на продовольственные товары. По мнению директора "Руспродсоюза" Дмитрия Вострикова, можно ожидать возможного роста цен на социально значимые продукты (хлеб, молоко, крупы) до 15%. "Удорожание себестоимости произойдет по всей цепочке поставок – от сырья, до полки магазина", - цитирует его слова сайт организации.
В России с 15 ноября введена система сбора платы за вред автомобильным дорогам федерального значения грузовиками массой более 12 тонн. Изначально планировалось установить тариф в размере 3,73 руб за километр, потом было принято решение о его поэтапном повышении. До 29 февраля 2016 года размер платы составит 1,53 руб за километр, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го включительно будет применяться коэффициент 0,82, что обеспечит снижение размера платы в данный период до 3,06 руб за километр. Глава МЭР Алексей Улюкаев не исключил продления платы за проезд тяжелых грузовиков в 1,53 руб и после 1 марта.
По мнению ряда экспертов, введение платы за проезд для фур не столь закономерно. Власти объяснили необходимость новой системы тем, что грузовой транспорт разрушает дороги, но этот параметр необходимо учитывать еще в ходе строительства трасс.
"Когда речь идет о том, что большегрузы разрушают дороги, то хочется сказать, а когда строятся дороги, они строятся для чего? Только для легковых автомобилей? Пусть обозначат, что дороги - только для легковых автомобилей. Будем, наверное, первой страной, которая строит трассы только для легковушек. Для этого есть знаки ограничения передвижения большегрузного транспорта", - заявил управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко телеканалу "360 Подмосковье".
Он также считает, что новая система взимания платы с большегрузов "в среднем по цепочке... приведет к подорожанию минимум на 10%, а то и на 15-25%".
Грузовой транспорт является основным способом перевозки товаров для российских ритейлеров. Торговые сети пообещали, что постараются не допустить перебоев с поставками, но предупредили, что в будущем новые тарифы могут спровоцировать инфляцию. По оценке Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), рост цен на продукты в случае вступления в силу полного тарифа - 3,06 руб за километр - может составить 2%.
Напомним, на прошлой неделе, 11 ноября, водители большегрузов вышли на всероссийскую акцию протеста против введения новой системы оплаты.
А в понедельник стало известно о масштабном сбое в системе "Платон", через которую идет оплата проезда большегрузных автомобилей по федеральным трассам. Министерство транспорта РФ считает, что это вызвано "организованными действиями недоброжелателей системы".
"Сегодня были сбои. Система работала с определенными затруднениями. Сбой был вызван организованными действиями недоброжелателей системы, поскольку в секунду было до 2 млн обращений на сайт", - заявил журналистам министр транспорта РФ Максим Соколов.
Отвечая на вопрос о возможной попытке взлома, он отметил: "Я ничего не хочу утверждать, но могу сказать, что у нас явно столько перевозчиков нет, которые одновременно были готовы (войти в систему)".