29 июля 2018, 09::32 Фото: Алексей Даничев/РИА Новости Текст: Андрей Резчиков |
Российский Военно-морской флот отмечает в воскресенье свой очередной праздник – День ВМФ. За торжественными словами и искренними поздравлениями, однако, не стоит забывать и об одном из главных предназначений флота – демонстрации флага по всему Мировому океану. Что требуется российскому флоту, пережившему крах 90-х годов, для возрождения своих глобальных возможностей?
В воскресенье в приморских городах России, как обычно, пройдут торжества по случаю Дня ВМФ. Главный морской парад намечен в Петербурге и Кронштадте. Здесь в почетном строю пройдут более 40 кораблей и примерно столько же воздушных судов, представляющих все четыре флота России – Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский.
А вот на параде во Владивостоке в строю кораблей Тихоокеанского флота займет место учебный корабль «Перекоп», совершивший дальний переход с Черноморского на Тихоокеанский флот. Как напоминает портал Flot.com, «Перекоп» вышел из Кронштадта в дальний морской поход 1 марта. В общей сложности за время похода на нем по очереди пройдут практику более 500 курсантов четырех вузов: двух петербургских, балтийского и дальневосточного. Принятый в состав флота еще в 1977 году корабль в итоге побывает во всех четырех океанах и впервые за свою историю покорит Северный морской путь.
Корветы «Бойкий» и «Стойкий» Балтфлота незадолго до Дня ВМФ завершили дальний поход в Северную Атлантику. Это один из сотни морских походов, анонсированных командованием в этом году. В общей сложности этим летом десять боевых надводных кораблей и девять судов Балтийского флота совершают далекие походы в Атлантику, Арктику, Восточное Средиземноморье, Индийский и Тихий океаны.
В мае президент Владимир Путин не без гордости отмечал: география присутствия российского флота существенно расширилась. В частности, речь идет о Средиземном море, Северной Атлантике и морском пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона, пояснил глава государства. «В текущем году запланировано 102 похода кораблей и подводных лодок», – говорил президент.
«То, что мы наблюдаем сейчас, – показатель того, что наш флот возродился после катастрофы 90-х годов»,
– сказал газете ВЗГЛЯД бывший начштаба Черноморского флота, вице-адмирал Петр Святашев. В том же духе высказался и председатель Движения поддержки флота, капитан 1-го ранга запаса Михаил Ненашев. «Еще недавно корабли могли отходить всего на 15–60 миль от берега, а об этом уже рапортовали как о полномасштабных учениях. Сейчас по всему миру в формате постоянного присутствия, во всех пяти океанах», – сказал Ненашев газете ВЗГЛЯД.
В значительной мере так оно и есть, признаки возрождения налицо, достаточно вспомнить хотя бы операции ВМФ у берегов Сирии. И все же возникает вопрос – достаточно у нашего ВМФ сил и возможностей для демонстрации флага во всем Мировом океане?
Начнем как раз со Средиземного моря. Здесь на постоянной основе действует российская эскадра, в состав которой входят до 15 боевых кораблей и судов обеспечения. В том числе это фрегаты «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович», а также дизельные подлодки, которые неоднократно наносили удары «Калибрами» по целям в Сирии.
С другими дальними акваториями уже сложнее. По сути, все широко анонсированные походы сразу по всем остальным океанам выполняют всего два корабля.
Первый – это уже упомянутый учебный корабль для курсантов «Перекоп». Второй – сторожевой корабль Балтфлота «Ярослав Мудрый». В 2014 и 2015 годах сторожевик совершал походы в Средиземное море и Индийский океан, в 2016-м ходил к Африканскому Рогу для участия в операциях против террористов и сомалийских пиратов и в Карибское море. В прошлом году корабль «пережил» доковый ремонт. С мая этого года «Ярослав Мудрый» отслеживает авианосную группировку американского флота в Средиземном море.
Также сейчас в дальних походах находятся большие противолодочные корабли Тихоокеанского флота «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Виноградов». Эти корабли побывали с визитами в Камбодже, Таиланде и Вьетнаме.
Достаточно ли этого для доказательства того, что флот восстановил полноценное присутствие в глобальном масштабе? За весь прошлый год наши боевые надводные корабли основных классов выполнили, по открытым данным, 34 боевых похода в дальних водах. За счет чего можно выполнить в этом году в три раза больше?
Можно предположить, что для усиления эскадры в Средиземноморье перебросят еще один большой десантный корабль и пару корветов. Но, вновь заметим, речь идет об отдельно взятом Средиземноморье, а не о Мировом океане. Судя по всему, с оптимистическим выводом вице-адмирала Святашева о возрождении флота после кризиса 90-х пока рано полностью соглашаться. Мы скорее в самом начале этого процесса, что, конечно, уже немало. И все же пока у российского ВМФ просто нет достаточного количества технически готовых кораблей океанской и дальней морской зоны.В ВМФ РФ имеется около десяти РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения), но этого все равно не хватает для полноценного возвращения в Мировой океан. Есть столько же многоцелевых атомных лодок, но они остаются в разной, не всегда полной технической готовности. Что касается дизель-электрических подлодок, то они вообще не годятся для дальних походов. Да и вообще субмарины никак не могут обозначить присутствие в Мировом океане как раз потому, что их никто не должен видеть. Остаются корабли ближней морской зоны, разведчики, учебные корабли и морские суда обеспечения. Если считать вместе с их переходами, то тогда да, наберется более сотни походов.
Что же необходимо делать, чтобы Андреевский флаг вновь полноценно обозначил свое постоянное присутствие в Мировом океане?
Прежде всего, требуется обновление более чем 100 кораблей первого и второго рангов, сотен судов обеспечения, различного класса танкеров, транспортных судов.
Кроме того, необходимо возрождать пункты временного базирования (а лучше – постоянного) не только в Сирии, но и во Вьетнаме и на Кубе, сказал газете ВЗГЛЯД руководитель Клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин. «Нам надо увеличить коэффициент оперативного использования. Мы дольше сможем держать корабли в определенных районах Мирового океана и экономить их моторесурс. Одно дело ремонтировать корабль с помощью плавучих заводов, например в том же сирийском Тартусе, другое – гнать его обратно вокруг Европы на базу Северного флота», – заметил Курдин.
Да, в последнее время мы видели значимые походы, а не просто визиты вежливости – например в Индонезию, на Филиппины. Но многие направления пока остаются малоосвоенными. Так, по мнению экспертов, неплохой демонстрацией силы был бы «круиз» одного из наших харизматичных боевых надводных кораблей по странам Латинской Америки, где мы – за исключением разведчиков – не были с 2016 года.
Разрушить флот – как это происходило в 1990-е – было гораздо проще, чем воссоздавать его, как это происходит сегодня. Мы являемся свидетелями упорных усилий по возрождению возможностей российского ВМФ до необходимых для страны размеров.
Текст: Андрей Резчиков