Президент России Владимир Путин выразил глубокие соболезнования в связи с катастрофой самолета EgyptAir. "В Кремле и президент Путин глубоко соболезнуют в связи с авиакатастрофой египетского самолета, - заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. - В настоящее время выясняются разные обстоятельства этой катастрофы, поступают разные сообщения. Полной картины нет. Но сам факт подтвержден".
В среду в 23.09 рейс MS804 вылетел из Парижа. Ничто не предвещало трагедии. Для экипажа А320 полет из аэропорта Руасси - Шарль де Голль в Каир был делом самым обыкновенным. Лайнер регулярно курсировал между двумя столицами, благо в последние месяцы разнообразные контакты, включая торгово-экономические, шли по возрастающей.
Правда, клиенты авиакомпании предпочитали более ранние рейсы, а не этот, вылетевший из Парижа поздним вечером 18 мая. Наверное, поэтому авиалайнер, рассчитанный на 150 с лишним человек, был заполнен всего лишь на треть. 56 пассажиров, экипаж из десяти человек, включая трех сотрудников охраны, без которых по понятным причинам египетские, да и не только, пассажирские самолеты ныне не обходятся.
Взлетев, египетский "Аэробус" взял курс на юго-восток. Полет проходил штатно на высоте 11 с лишним тысяч метров. Однако спустя три с небольшим часа, то есть буквально минут за пятнадцать до посадки в Каирском международном аэропорту и после последнего контакта с наземными службами, он пропал с экранов авиадиспетчеров.
Причем пока не ясно, успел ли командир воздушного корабля передать сигнал бедствия: данные авиакомпании EgyptAir и египетского министерства обороны противоречат друг другу.
К полудню стало известно, что А320 упал в Средиземное море в районе греческого острова Карпатос. На его борту, как сейчас с точностью установлено, помимо экипажа находились 30 египтян, 15 французов, два иракца и по одному граждане Великобритании, Бельгии, Португалии, Кувейта, Саудовской Аравии, Судана, Чада, Алжира, Канады. Россиян на борту самолета не было.
На поиски авиалайнера были в срочном порядке отправлены самолеты египетских и греческих ВВС. К ним в самое ближайшее время должны присоединиться французские лайнеры и корабли. Об этом после чрезвычайного межведомственного совещания, проведенного Франсуа Олландом в Елисейском дворце, заявил министр иностранных дел Жан-Марк Эйро. Информацию подтвердил и сам французский президент, который ранее провел телефонный разговор с президентом Египта Фаттахом ас-Сиси, пообещав ему всяческое содействие в целях выяснения обстоятельств трагедии. При этом он дал понять, что на данный момент Франция "не отвергает" никакой версии происшедшего, но и не отдает предпочтения какой-либо одной из них.
Тем не менее ряд французских экспертов полагают, что причина авиакатастрофы - теракт. Так, специалист в области авиации, в прошлом пилот Жерар Фельдзер считает, что А320 - летательный аппарат, доказавший за многие годы эксплуатации свою высокую надежность. По его словам, египетский лайнер, введенный в эксплуатацию в 2003 году, находился в хорошем техническом состоянии, что было подтверждено во время последней проверки, проведенной в Каире утром 18 мая, перед тем как самолет вылетел в Париж.
Парижская прокуратура уже инициировала расследование по факту исчезновения египетского А320. Создана группа, в которую входят представители столичной уголовной полиции, а также специальной жандармерии воздушного транспорта. Как стало известно из источников, близких к следствию, им предстоит скрупулезно проверить данные пассажиров, членов экипажа авиалайнера, а также всех лиц, которые в парижском аэропорту имели доступ к самолету. Речь идет о наземном персонале, в частности, грузчиках. Полицейским необходимо тщательно просмотреть записи видеокамер как в технических зонах аэропорта, так и на взлетно-посадочной полосе.
Напомним, что после теракта в октябре 2015 года, когда над Синайским полуостровом был взорван российский самолет А321 компании "Когалымавиа", французы провели всеобщую проверку 85 тысяч служащих парижских аэропортов на предмет экстремизма и радикализации. Тогда более 70 человек были уволены и лишены доступа в зоны повышенной ответственности.
Концерн "Аэробус" сделал заявление, в котором обещает полную техническую поддержку французскому Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA), всем другим компетентным инстанциям. Тем временем в аэропорту Руасси - Шарль де Голль открыт кризисный центр, куда уже начали прибывать родственники пассажиров рейса MS804. Их размещают в гостинице "Меркюр", что неподалеку. С ними работает группа лучших психологов из столичных госпитальных центров.
Греческие диспетчеры были последними, кто общался с бортом EgyptAir. По их информации, перед тем как сигнал лайнера пропал, полет проходил без каких-либо осложнений. Связь с лайнером была потеряна в 2.45 в четверг (3.45 по московскому времени), за 15 минут до предполагаемого приземления в Каире. Самолет находился на высоте около 11,2 тысячи метров и к тому моменту пролетел в воздушном пространстве Египта около 16 километров.
Последний радиообмен пилотов пропавшего самолета с греческими диспетчерами произошел после пролета авиалайнера над островом Кеа к юго-востоку от Афин. "Пилот самолета не говорил о каких-либо проблемах", - сообщил представитель управления гражданской авиации Греции Костас Лицеракис. А320 покинул греческие границы в 2.27 утра, войдя в зону ответственности диспетчерской службы Египта. Спустя 120 секунд самолет исчез с экранов радаров.
Как сообщила греческая газета "Прото тема", перед исчезновением самолет резко снизился с 11 тысяч до нескольких сот метров. "A320 летел на высоте 37 тысяч футов. Согласно показаниям радаров, его высота с 37 тысяч футов упала до 9 тысяч футов, и через несколько секунд он исчез с радаров", - отмечает греческое издание. Сотрудник центра расписания и координации работы греческих аэропортов Димитрис Плионис рассказал "РГ", что египетские авиакомпании еженедельно совершают десятки рейсов в греческом воздушном пространстве, и произошедший в четверг инцидент является из ряда вон выходящим событием. "Мы все находимся в подавленном состоянии", - признался Плионис. По его словам, крайне маловероятно, что ЧП с египетским самолетом, на борту которого находились 56 пассажиров и 10 членов экипажа, связано с резко участившимися в последние месяцы вторжениями турецких истребителей в греческое воздушное пространство. "Не думаю, что мог произойти какой-либо инцидент с турецким самолетом. Эта версия не выглядит правдоподобной, - сказал собеседник. - Все произошло очень быстро. На борту самолета могла быть бомба". Некоторые СМИ сообщили, что несколько жителей одного из греческих островов видели утром в четверг огненную вспышку в небе. Это произошло в том районе, где мог находиться лайнер А320 перед тем, как связь с ним оборвалась. Однако официальные источники эти свидетельства пока не подтвердили.
В Египте случившееся с рейсом MS804 вызвало шок. Когда появились первые сообщения о пропаже лайнера над Средиземным морем, родственники пассажиров, находившихся на борту самолета, направились к офису EgyptAir в Каирском аэропорту. Власти Египта до последнего момента сохраняли надежду на то, что опытный экипаж судна выйдет на связь. Однако около 9 часов утра стало ясно: будь самолет в воздухе, у него бы уже закончилось топливо. Вскоре после этого в официально распространенном заявлении министерство авиации Египта подтвердило факт крушения А320.
В связи с катастрофой EgyptAir президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси созвал экстренное заседание совета безопасности страны. "Встреча была посвящена исчезновению рейса EgyptAir, летевшего из Парижа в Каир, - сообщили в канцелярии президента. - Министр гражданской авиации страны Шериф Фатхи представил детальный доклад о всей информации по инциденту с самолетом, которая имеется на данный момент". По итогам заседания было решено продолжить поисковые работы совместно с профильными службами Греции и Франции для выяснения обстоятельств исчезновения пассажирского лайнера. "Мы не отрицаем ни теракт, ни любую другую версию, пока рано говорить об этом, - заявил Фатхи после заседания Совбеза Египта. Он также сообщил, что родственникам обеспечат бесплатные билеты и проживание, даже тем, кто прилетит из Франции.
Когда верстался номер, вице-президент компании EgyptAir Ахмед Адель подтвердил информацию, распространенную властями Греции, о том, что в районе к югу от острова Карпатос найдены обломки, окрашенные в цвета этой авиакомпании - белый и синий. "Мы нашли обломки", - сообщил журналистам Адель. Кроме того, агентство Рейтер сообщило, что поисковики обнаружили в море спасательные жилеты с борта пропавшего самолета. А по данным телеканала "Аль-Арабия", который ссылается на греческие источники, на месте предположительного крушения А320 были обнаружены тела двух пассажиров. Впрочем, официального подтверждения этой информации пока не последовало.
Когда теперь полетим в Египет?
Отразится ли катастрофа на переговорах по возобновлению полетов россиян в Египет?
Все зависит от причин катастрофы, которые пока не установлены. Так что будет ли взята пауза в переговорах по возобновлению полетов в Египет, говорить пока рано, объяснили "Российской газете" в Росавиации. Скорее всего, они продолжатся.
Сами причины катастрофы могут стать известны, по мнению экспертов, после нахождения самописцев и их расшифровки.
Если дело в техническом состоянии самолета, а не в вопросе обеспечения безопасности, то крушение судна не станет предметом переговоров России с Египтом по повышению уровня безопасности в египетских аэропортах, отметили в агентстве.
О ходе переговоров по этой тематике на прошлой неделе информировал глава минтранса Максим Соколов. Россия направила Египту свои замечания по итогам апрельской проверки аэропортов этой страны. Наши эксперты службы авиационной безопасности проверили аэропорты Каира, Хургады, Шарм-эш-Шейха и по итогам дали свои замечания. Теперь египетские коллеги над ними работают, сказал тогда министр. Пока новой информации нет, отметили в минтрансе.
10 мая президенты России и Египта высказались в телефонном разговоре за скорейшую реализацию мер для возобновления полетов и восстановления туристического потока.