Раньше некоторые многофункциональные центры в рамках эксперимента уже предоставляли такие услуги. Эксперимент доказал востребованность услуг. В частности, выдача водительских удостоверений давно является одной из самых популярных услуг у населения. "Но важно уточнить, что МФЦ сможет выдавать водительские удостоверения только на замену, утрату и оформление международных водительских прав, - пояснил эксперт независимого центра "Общественная дума" Антон Соничев. - А вот экзамены на права и их первичное получение останутся за ГИБДД".
Что касается загранпаспортов, то с 1 февраля 2017 года их выдача будет обязательна для хотя бы одного МФЦ, расположенного в крупном городе с численностью населения более 100 тысяч человек, а с 1 января 2018 года - не менее чем в одном МФЦ, расположенном в населенном пункте, где проживают более 50 тысяч человек.
Также в многофункциональных центрах налогоплательщики смогут получить ответы от Федеральной налоговой службы по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях плательщиков. Между тем за справкой об уплаченных налогах по-прежнему надо будет идти в налоговую инспекцию.
"ФНС и ранее была обязана информировать налогоплательщиков по налоговым вопросам. Теперь же МФЦ выступит в качестве посредника, то есть меняется только "окно", в которое вы обращаетесь за информацией, но информацию вы получаете от ФНС", - уточнил старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин.
В МФЦ сегодня можно получить и справку по кадастру. "Но это возможно не в рамках услуг ФНС, а в рамках услуг Росрееста", - добавил Антон Соничев.
Главной задачей многофункциональных центров является именно информирование, а не прием платежей, поэтому налоги через МФЦ не оплачиваются. "Но в большинстве филиалов МФЦ установлены терминалы, с помощью которых можно совершить налоговые платежи, - рассказал Сергей Еремин. - Опять же можно получить квитанцию у сотрудника МФЦ, с помощью которой впоследствии можно совершить оплату в банке".
Еще одна новая услуга появится в арсенале МФЦ с 1 января 2017 года - выдача гражданам справок об отсутствии административных наказаний за употребление наркотиков или психотропных веществ без назначения врача.
Последняя мера введена в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года изменений в Трудовой кодекс. Дело в том, что для приема на работу на некоторые должности граждане обязаны будут предоставлять справки о том, что не привлекались к ответственности за употребление наркотиков и психотропных веществ. Такой информацией располагают органы внутренних дел, у них есть база всех административных нарушений и назначенных наказаний. Теперь к этой базе получат доступ многофункциональные центры госуслуг.
"Постановление правительства позволит предоставить населению больше госуслуг без выстаивания очередей в ведомствах, - заключил Антон Соничев. - А гражданам станет еще проще получить необходимые налоговые справки и обменять водительские права и паспорт. Ранее выдачей и заменой паспортов занималось МВД, а правами - ГИБДД, сейчас эти функции с них сняты".
Сегодня многие многофункциональные центры предоставляют гражданам и организациям более 200 различных госуслуг. Но в правительстве считают, что этот список надо расширять, идеал - чтобы любые справки любых госорганов можно было получить в МФЦ. Этой весной правительство утвердило план развития многофункциональных центров, который включает в себя более 60 мероприятий, в том числе расширение списка предоставляемых госуслуг.
Еще одно изменение, которое ждет МФЦ в этом году, - введение возможности предоставления госуслуг по принципу жизненной ситуации. Когда гражданин подает одно заявление, по которому МФЦ предоставляет ему сразу несколько услуг, например, регистрирует рождение ребенка и оформляет на него все полагающиеся пособия. Такой порядок находится сейчас в стадии проработки.