7 июля 2017, 22::01 Фото: Mikhail Klimentyev/ZUMA/Global Look Press Текст: Ирина Алкснис |
Несмотря на серьезное противодействие и многочисленные подводные камни, первая встреча Владимира Путина и Дональда Трампа все-таки состоялась. Следует отдать должное американскому президенту: Трамп не позволил своим политическим противникам навязать ему желаемую для них модель поведения во время переговоров с российским лидером.
Первая встреча Владимира Путина и Дональда Трампа – на полях саммита «большой двадцатки» в Гамбурге – состоялась.
Подготовка к ней проходила в столь нервозной атмосфере, что до самого последнего момента не было стопроцентной уверенности, что два президента все-таки встретятся.
Накануне встречи в СМИ была вброшена очередная информационная «мина». Стало известно, что несколько американских сенаторов направили президенту США Дональду Трампу письмо, в котором попросили не возвращать России дипломатическую собственность и вообще не обсуждать этот вопрос.
Но опасения не оправдались, и встреча прошла. Более того, вместо запланированного получаса она продлилась 2 часа 20 минут, что, безусловно, станет предметом многочисленных обсуждений и интерпретаций в ближайшие дни.
Как минимум один вывод из длительности разговора президентов сделать можно уже сейчас – Трамп не позволил идущему на него внутриполитическому давлению по линии «связи с русскими» повлиять на общение с Путиным. Сильно выбившееся из графика общение президентов легко может быть использовано – и с большой вероятностью так оно и будет – для очередной волны обвинений в адрес Трампа со стороны его соперников. Однако это не повлияло на действия американского президента, и в этой связи нельзя не отдать ему должное.
Что же касается содержательной части переговоров, то на вечер пятницы публике сообщено весьма мало конкретики. Известны только два ключевых момента. Во-первых, президенты договорились установить перемирие на юго-западе Сирии. А во-вторых, будет создан двусторонний канал для поддержки Минских соглашений.
По поводу остального содержания переговоров их участники дают самые общие и обтекаемые комментарии. Путин очень приблизительно очертил темы, которые были затронуты в разговоре: «там и Украина, и Сирия, и другие проблемы, некоторые двусторонние вопросы».
А российский министр иностранных дел продемонстрировал высший пилотаж дипломатической риторики – не сказать ничего, говоря о конкретных вещах: «Действительно, была очень продолжительная и конкретная встреча. Мое ощущение, что подтвердилось, что президенты и российский, и американский движимы прежде всего национальными интересами своих стран и понимают эти интересы в том, чтобы искать взаимовыгодные договоренности, а не пытаться разыгрывать конфронтационные сценарии, не пытаться проблемы создавать на ровном месте».
Что касается американской стороны, то комментарии ее участников также весьма позитивно-расплывчаты. Госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что между президентами «было очень ясное положительное взаимопонимание» и они «проявили твердый настрой на то, чтобы искать решения, которые отвечают национальным интересам США, РФ и всего мирового сообщества».
О реальных итогах первой встречи Путина и Трампа можно будет судить спустя какое-то время исключительно по реальным сдвигам (или их отсутствию), включая весь спектр проблематики двухсторонних отношений: от КНДР до летчика Константина Ярошенко. Судьба российской дипломатической собственности также станет показательным маркером, по которому можно будет отслеживать развитие двухсторонних отношений. Кстати, как и с длительностью встречи, в данном вопросе Трамп также не побоялся пойти поперек навязываемой ему оппонентами модели поведения. Вопреки призыву сенаторов, данный вопрос на встрече президентов обсуждался.
По совокупности обстоятельств, преимущественно косвенных, разговор президентов выглядит успешным первым контактом. Это тем более значимо, учитывая, с каким беспрецедентным давлением сталкивается Трамп.
Ну а насколько в данном случае слова не расходятся с делом, покажет только дальнейшее развитие событий.
Текст: Ирина Алкснис