Ответ премьера пенсионерам Крыма «Денег нет, но вы держитесь!» стал одним из самых популярных интернет-мемов (крылатых фраз) последних месяцев. Еще бы. Правительство и оппозиция со всех сторон пугают скорым крахом Резервного фонда, главной нашей финансовой надежи и опоры. Дескать, если цены на нефть не поднимутся до прежних высот, в начале будущего года закончится российская кубышка! Как дальше жить?
И вдруг некстати с поправкой влез экономист Андрей Илларионов:
- Резервный фонд - лишь относительно небольшая часть международных резервов России (менее 10% от их общего объема). Даже если он будет разделен на части, полностью исчерпан или влит в другие фонды, катастрофы не будет. Показатель, действительно имеющий смысл для стабильности финансово-валютной системы, - общий объем международных резервов, а также его динамика. Они за последние 13 месяцев выросли на $38,5 млрд. В случае увеличения бюджетного дефицита до 5% ВВП и финансирования его исключительно за счет международных резервов их хватит примерно на 7 лет.
СТРАНА ЗАХЛЕБЫВАЕТСЯ РУБЛЯМИ И ДОЛЛАРАМИ?
- В общество сознательно вброшен тезис «Денег нет!», - считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Хотя бюджет и государство в целом буквально захлебываются от них и не знают, куда их девать. Начнем с международных резервов. На конец июня они составили $395 миллиардов. Это много или мало?
- А зачем они вообще накапливаются?
- Международные резервы - не самоцель. Они накапливаются государствами с единственной целью: обеспечение стабильности национальной валюты. Все накопленное сверх необходимого - проблема, так как эти деньги омертвляются вместо работы на благо страны.
- И сколько России надо?
- Необходимый уровень международных резервов устанавливается по международно признанным критериям. Для России это $222 млрд., если брать по высшей планке. Хотя хватит и 164 млрд. Остальные деньги (а это больше 10 трлн. рублей) можно направить на модернизацию и решение социальных проблем, ту же индексацию пенсий. Причем наши финансовые ресурсы не исчерпываются международными резервами. В пенсионной системе сосредоточено более 3 трлн. рублей. Они крутятся на фондовом рынке, поддерживая его котировки в интересах группы богатейших людей России, а также Запада. В России есть бизнес с гарантированно высокой доходностью в течение длительного времени. Это модернизация ЖКХ, восстановление электроэнергетики. Инвестирование пенсионных денег в эти сферы обеспечат пенсионерам гарантированный доход, гражданам - прекращение коммунального беспредела, экономике - мощный стимул к развитию хотя бы из-за того, что электроэнергетика из тормоза станет, как и положено, ее локомотивом. Однако либеральные реформаторы, обслуживающие интересы финансовых спекулянтов и, вероятно, частью сами являющиеся ими, отказываются даже допускать возможность использования пенсионных средств россиян на благо России. Есть немалые финансовые резервы и в бюджете.
ТРИЛЛИОНЫ ЛЕЖАТ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ
- Я ждал, когда вы затянете свою фирменную песню про триллионы, валяющиеся на счетах без дела. Но недавно это признала даже глава Счетной палаты Голикова.
- Да, Голикова признала наличие огромных «внутренних» резервов, вызванных фактической бесконтрольностью исполнения госзаказов. Авансовые платежи по госзаказам, не использованные по назначению или не подтвержденные необходимыми документами, составили 3,2 трлн. рублей - пятую часть годового бюджета России. В целом же неиспользуемые остатки на счетах федерального бюджета на 1 июня несколько превышают 7,5 трлн. руб.
- И при этом власти вкладывают деньги в долговые обязательства США?
- Конфискация этих средств пока маловероятна, иначе США будут дискредитированы, начнется массовое бегство инвесторов из их госбумаг. Однако в принципе, учитывая конфронтационную и агрессивную политикуВашингтона, это возможно.
- И сколько сейчас российских денег вложено в госдолг благословенной Америки?
- По итогам марта 2016 г. наши вложения составляют $86 млрд. В марте 2015 г. было $69,9 млрд. Рост налицо.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Наши резервы - странный предмет
Софья РУЧКО
Они как бы есть, но их как бы нет.
Международные (или, по-другому, золотовалютные) резервы принадлежат Центральному банку. Там же они и хранятся. Это золото, валюта и гособлигации стран с самыми высокими рейтингами (США, Германия, Франция и т. д.). Сюда же входят деньги Фонда национального благосостояния и Резервный фонд. Но эти средства принадлежат не ЦБ, а правительству. Они - часть нашего бюджета. Просто их разместили на счетах ЦБ, потому что так надежнее.
Сейчас золотовалютные резервы составляют почти $400 млрд. Цифра впечатляет. Вот только взять и потратить большую часть из них на нужды страны (влить в бюджет) нельзя.
- Центральный банк не имеет к бюджету никакого отношения. Не надо путать Петьку с редькой. Любой доллар, который есть у ЦБ, был куплен на открытом рынке за рубли. То есть эти рубли уже поступили в нашу экономику. Чудес не бывает. Нельзя одну и ту же кашу два раза скушать. Резервы - это не будущее, а история, - поясняет экс-зампред ЦБ Константин Корищенко.
Единственное, что можно сделать с помощью золотовалютных резервов, - это управлять курсом рубля. Если понадобится укрепить нашу валюту, то ЦБ может продать на рынке доллары. И получить за это свои же рубли. Но вливать их в экономику нельзя - это приведет к росту инфляции. Вот такая интересная логика. Другими словами, по подсчетам экспертов, в заначке у России сейчас находится чуть больше $100 млрд. При нынешнем дефиците бюджета этих денег хватит лишь на 2 - 3 года.
Подробнее о том, что такое международные резервы и почему их нельзя потратить на спасение экономики, - в одном из ближайших выпусков «КП».
В ТЕМУ
Хватит ли России золота и валюты, чтобы пережить кризис
В последние годы мы как страна привыкли гордиться собственной заначкой. Еще с прошлого кризиса финансовые чиновники всех мастей убеждали: мол, деньжат накопили достаточно, чтобы любой кризис пережить. Тогда пронесло. Цена на нефть упала ненадолго, а потом снова взлетела до $100 за баррель. Сегодня такой сценарий вряд ли повторится. Сколько на самом деле денег у нас в заначке? И хватит ли нам ее, чтобы пережить нынешние сложные для экономики времена? (подробности)
КСТАТИ
Странная логика Минфина: Берем чужие под 5%, а вкладываем свои под 1%
Зачем Россия занимает дорогие деньги за границей, когда в резервах сотни миллиардов долларов?
Наша страна в конце мая разместила гособлигации на внешнем рынке (так называемые евробонды). В Минфине сделку назвали успешной. Спрос на российские ценные бумаги был огромный. В итоге мы заняли у иностранцев $1,75 млрд. на 10 лет под 4,75% годовых. Смущает лишь одно: в резервах страны лежит почти $400 млрд. И почти треть этих денег инвестирована в гособлигации США, доходность по которым около 1 - 1,5% (подробности)