Денис Валентинович, мы же сами импортируем сельскохозяйственную технику, какие уж тут отечественные цифровые технологии?
Денис Мантуров: Сразу скажу: тезис о массовом использовании импортной сельхозтехники - ошибочный.
Стремительный рост производства по всем направлениям сельскохозяйственного машиностроения позволил за последние пять лет увеличить долю отечественной сельскохозяйственной техники и оборудования на внутреннем рынке до 60 процентов и удовлетворить потребности российского сельского хозяйства.
Сегодня на территории страны работают более ста высокоэффективных и стремительно развивающихся предприятий, где создано 38,5 тысячи рабочих мест. Наши сельхозмашины успешно конкурируют с самой современной техникой зарубежного производства.
И роботы на российских машинах есть?
Денис Мантуров: Конечно. Сельхозмаш, как и другие высокотехнологичные отрасли, быстро внедряет самые свежие разработки в сфере роботизации и цифровых технологий, которые могут кардинально изменить облик агропромышленного комплекса.
Многие сельхозмашины уже оснащены дистанционной телеметрией, позволяющей минимизировать простои и потери времени на сервисные операции. Более того, мы приступили к реализации ряда взаимосвязанных проектов по направлениям точного земледелия и "умного сельского хозяйства". Ведется работа по созданию и расширению линейки автономных сельскохозяйственных машин.
При поддержке минпромторга разработан и прошел испытания аппаратно-программный комплекс ГЛОНАСС "поле-мониторинг". Он позволит связать в единую систему электронную оцифровку рельефа, системы машинного зрения, беспилотное управление и моделирование процессов растениеводства.
Тем самым мы создаем платформу для перехода на принципы цифровой экономики в агропромышленном комплексе.
Кроме того, в соответствии с утвержденной в июле 2017 года председателем правительства Стратегией развития сельхозмашиностроения до 2030 года минпромторг ведет активную работу по созданию условий для увеличения расходов предприятий на разработку и создание новых, технологически и технически более совершенных машин и оборудования.
К 2030 году объем производства сельскохозяйственной техники и оборудования увеличится до 300 миллиардов рублей, при этом планируется, что доля российской техники на внутреннем рынке уже к 2021 году будет не ниже 80 процентов.
Нам действительно нужно тратить деньги на эту гонку новых технологий?
Денис Мантуров: Инновационная техника и решения повысят производительность труда в сельском хозяйстве, обеспечат дальнейший рост конкурентоспособности и доли российского сельхозмашиностроения в глобальном масштабе.
Благодаря комплексной и системной работе нам удается обновлять парк сельскохозяйственной техники за счет новых современных и высокопроизводительных машин отечественного производства. Например, только в 2017-2018 годах в серийное производство было поставлено более 150 новых моделей техники.
И сегодня наши заводы готовы наращивать производство созданных за счет субсидий на НИОКРы новейших моделей в нужном объеме. При этом будем добиваться максимально высокого уровня локализации в отрасли. С этой целью мы подготовили изменения в Постановление № 719 в части сельхозтехники, которые простимулируют развитие отечественной компонентной базы и передовых технологических решений.
А зарабатывать на экспорте российских сельхозмашин когда-нибудь сможем?
Денис Мантуров: Мы не только удовлетворяем потребности российских аграриев, но уже наращиваем экспорт российской техники и выходим на новые экспортные рынки.
Цифры говорят сами за себя: российские заводы вместе с компаниями из стран Европейского союза и Северной Америки "играют в высшей лиге" производителей сельхозтехники и занимают в сегментах энергонасыщенной техники от 10 до 25 процентов мирового рынка.
С 15 февраля дилеры Aurus начали принимать предварительные заявки на автомобили. Уже понятно, что заявок много - несколько сотен. Зарубежные покупатели есть?
Денис Мантуров: Вы должны понимать, что потенциальными покупателями наших автомобилей будут амбициозные люди, которые хотят приобрести новый российский автомобиль класса люкс.
Учитывая повышенный интерес и количество полученных предварительных заказов на покупку автомобилей, могу сказать, что на данный момент есть понимание о предварительном распределении объемов продаж на внутренний и внешний рынок. Но пока эта информация носит закрытый характер, поскольку относится к бизнес-стратегии бренда.
Но какие-то перспективы производства автомобилей Aurus можете раскрыть?
Денис Мантуров: Могу уже сейчас сказать, что скоро начнется серийное производство Aurus Senat: седана и лимузина.
Продолжается изготовление опытных образцов для проведения испытаний микроавтобуса Aurus Arsenal, уже готовятся кузова первых прототипов внедорожника Aurus Komendant.
Начиная с Московского автосалона, где машина впервые была представлена широкой публике, мы отмечаем повышенный интерес потенциальных покупателей к Aurus. В своем сегменте эти автомобили могут конкурировать со всеми мировыми марками.
Для Aurus разработано множество различных стилевых решений, в том числе по дизайну экстерьера и интерьера.
Для самых взыскательных клиентов предусмотрена возможность заказать автомобиль, который будет отражать индивидуальность своего владельца. Разумеется, это можно будет сделать и для европейского, и для азиатского рынков.
Сегодня по производству наши планы масштабные, технология данных автомобилей разработана с учетом международных стандартов и мировых трендов в автомобилестроении.
То есть автомобили нового российского бренда будем поставлять на мировой рынок?
Денис Мантуров: Говоря об экспортном потенциале автомобиля и его появлении на зарубежных авторынках, отмечу, что экспорт имеет высокий уровень приоритетности в наших планах.
В настоящее время мы находимся в процессе рассмотрения и подготовки выполнения правовых норм в разных странах. В нашем поэтапном плане рынки Ближнего Востока и Европы рассматриваются как основные, но другие рынки могут быть также интегрированы по мере необходимости.
Нацпроектом "Международная кооперация и экспорт" предусмотрено также развитие экспорта товаров легкой промышленности. Но пока некоторые наши фабрики сами завозят из-за рубежа ткани, фурнитуру, нитки, также импортируется и готовая продукция, причем не лучшего качества.
Денис Мантуров: Я считаю, что российской легкой промышленности есть с чем выйти на мировой рынок.
У нас есть успехи в создании высокотехнологичной продукции. Наладили выпуск высокотехнологичных тканей и нетканых материалов для строительства домов и автодорог, для нужд сельского хозяйства, медицинской и мебельной промышленности. За сравнительно небольшой период произошел мощный рывок в создании высокотехнологичной спортивной экипировки и товаров для активного отдыха.
При этом одежда для спорта, активного отдыха, работы в экстремальных условиях с маркировкой "Сделано в России" вызывает все больший интерес у зарубежных потребителей.
Уже сейчас по применяемым технологиям и качеству производства российские компании конкурируют с ведущими мировыми аналогами. А в сегменте товаров для использования при низких и сверхнизких температурах мы уверенно выходим в мировые лидеры.
Денис Валентинович, в производстве каких-то экстремальных товаров мы всегда были сильны. А вот обычные, "гражданские" платья, костюмы, туфли можем шить на мировом уровне?
Денис Мантуров: У нас есть достижения и в развитии собственных брендов одежды, успешного применения и использования в легпроме цифровых технологий, включая 3D-печать, в создании собственных дизайнерских моделей и принтов.
Кстати, они пользуются спросом не только на российском рынке, но и за рубежом. Такие известные бренды, как Alena Akhmadullina, Chapurin, Shishkin, Denis Simachev, уже сейчас работают с российскими предприятиями легкой промышленности и пользуются спросом как в России, так и в странах Европы, Азии и Америки.
Вы знаете, например, что компания Solstudio Textile Group продает свой дизайн более чем в пять стран мира, а в 2018 году ее рисунок стал одним из семи мировых текстильных трендов? Кстати, устойчивым спросом за рубежом пользуются также российская кожа и домашний текстиль.
Все это формирует экспортный потенциал легкой промышленности. Объем экспорта отечественного текстиля, текстильных изделий, кожи и обуви увеличивается. За 2018 год рост экспорта продукции в страны дальнего зарубежья составил около пяти процентов, в страны СНГ - более 10 процентов.
Российские компании легпрома сами пробиваются на мировой рынок или какую-то помощь им оказываете?
Денис Мантуров: Для повышения узнаваемости российских брендов и российской продукции за рубежом минпромторг совместно с Российским экспортным центром реализует проект "Сделано в России".
Отбираются качественные российские товары, которые постепенно формируют репутацию бренда Made in Russia. Популяризация этого бренда позволяет получить статус своеобразного "знака качества" для иностранной аудитории.
Тема качества наших товаров - тема очень актуальная. Гарантировать качество призвана система маркировки, которую внедряет минпромторг. Товары в упаковке можно маркировать и прослеживать, а как быть с той продукцией, которая продается на развес? Например, сливочное масло в кусках, творог в киосках.
Денис Мантуров: Обязательной маркировке сейчас подлежат изделия из натурального меха, и проводятся добровольные эксперименты по маркировке табачной продукции, лекарственных препаратов, обуви.
Распоряжением правительства утвержден перечень товарных групп, в отношении которых планируется введение маркировки. Такие товары предполагают наличие потребительской упаковки или возможность нанесения средства идентификации, содержащего код маркировки, на сам товар. Правила маркировки формируются совместно с бизнес-сообществом и заинтересованными ведомствами. Это позволяет учитывать ключевые особенности оборота товаров и условия реализации потребителю.
Торговля предлагает ограничить размер комиссий банков за обслуживание банковских карт. Целесообразна ли такая мера?
Денис Мантуров: По экспертным оценкам, у 80 процентов населения страны есть карты, и эта доля растет.
А число покупок товаров по картам в России приближается к 50 процентам. Это в десять раз больше, чем десять лет назад. И продолжает расти. Сфера безналичных платежей бурно развивается, а услуги в этой сфере отрегулировались так, что только способствуют этому.
Сейчас рынок находится в фазе активного роста. Значительная доля в стоимости эквайринга - более половины, приходится на interchange fee, то есть на комиссию, которую банки выплачивают друг другу за обслуживание карт.
Какие ставки interchange fee оптимальны для текущей стадии развития рынка, сказать непросто - их сейчас определяют три игрока: операторы платежных систем Visa, Mastercard и МИР. Ставки зависят от многих факторов, в том числе от вида торговой деятельности, размера бизнеса и даже типа карточек, которыми расплачивается покупатель.
Для фуда, особенно крупного сетевого ретейла, это не столь актуально, у них стоимость эквайринга меньше одного процента. Для нон-фуда, особенно для интернет-торговли, ставки могут доходить до трех процентов, и это уже существенные расходы. Конечно же, мы считаем, что чем ниже издержки у бизнеса, тем лучше.
Если говорить о государственном регулировании стоимости эквайринга, будут ли отрегулированные ставки более оправданными и выгодными для потребителей и торговли, в том числе малого и среднего бизнеса, мы пока что не готовы сказать однозначно. Ведь банки и платежные системы наверняка переложат недополученные доходы в стоимость других продуктов.
Напомню, что ФАС России уже было поручено определить, насколько ставки релевантны и соответствуют ли требованиям антимонопольного законодательства. Вопрос, несомненно, нужно прорабатывать и приходить к оптимальному, сбалансированному решению.