Фото: globallookpress |
Смена геополитического вектора России с европейского на азиатский принимает все более зримые очертания. И если еще недавно речь шла преимущественно о масштабных межгосударственных проектах России и Китая, то сегодня все больше внимания уделяется сотрудничеству на уровне представителей малого и среднего бизнеса двух стран.
Не далее как вчера на площадке международного информационного агентства "Россия сегодня" состоялся круглый стол с много говорящим названием "Азиатский разворот. Россия - Китай: деловая перспектива". Его участниками была представлена концепция Российско-китайского форума "Большие возможности малого и среднего бизнеса", который состоится 21 - 22 апреля в Пекине.
Организаторами мероприятия с российской стороны выступают Министерство экономического развития, Российско-китайский комитет дружбы мира и развития и Российско-китайский деловой совет. Со стороны РФ оргкомитет форума возглавляет уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ, председатель Российской части Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Борис Титов.
Заседание круглого стола открыл генеральный директор МИА "Россия сегодня" Дмитрий Киселев. Как и можно было ожидать, он обратил внимание участников встречи на чрезмерное евроцентрическое сознание, все еще господствующее в России. В то же время, по его словам, для самой Европы система ценностей полностью изменилась. В результате страны ЕС более не готовы понимать и принимать Россию.
"Европа не готова понимать то, что произошло с Крымом, то, что происходит сейчас на Украине. Вместо этого Европа вводит против нас санкции, - пояснил Киселев. - То есть здесь возникает ситуация, когда насильно мил не будешь". Поэтому, по мнению Киселева, России необходимо "находить в себе ту валентность русской души, которая способна объединяться со странами Востока".
Очевидно, что первым и самым главным контрагентом России на Востоке может и должен стать бурно развивающийся Китай. Тому, как российским бизнесменам выстраивать отношения с восточным соседом, были посвящены выступления остальных участников круглого стола.
Впрочем, по его мнению, на сегодняшний день можно наблюдать заинтересованность китайской стороны в партнерстве с Россией. Более того, развитие деловых отношений с российскими компаниями может помочь в преодолении наметившегося замедления роста китайской экономики.
По мнению главы департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Натальи Ларионовой, опыт Китая чрезвычайно интересен для России и ее бизнеса. "85% населения Китая заняты в секторе МСП и формируют 60% ВВП, мы по этим показателям отличаемся в три - четыре раза, - подчеркнула чиновница. - Нам конечно интересно как развивается эта система, какие усилия прикладывает государство для поддержки этого сектора экономики".
По мнению Ларионовой, малому и среднему российскому бизнесу стоит обратить внимание на развитие экспорта собственной продукции. По ее словам, в России из 5,5 млн субъектов МСП экспортную деятельность осуществляют порядка 30 тысяч. "Мы должны научиться в России выращивать конкурентоспособных экспорто-ориентированных компаний, готовых к экспансии на зарубежные рынки", - заявила глава департамента МСП, отметив что китайский рынок в этом смысле более чем перспективен. "Основная задача форума - показать тот российский бизнес, к которому пока не привыкли, показать, что он может предложить китайским компаниям", - пояснила Ларионова.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин затронул тему перспектив сотрудничества России и Китая в сфере кино и телевидения. По его словам, Россия и Китай сейчас ведут переговоры о совместном производстве фильмов и о продаже российских сериалов. При этом он подчеркнул, что продвижение отечественных картин на китайском рынке - непростой вопрос, так как показ иностранных фильмов в Китае квотируется и в год на экраны страны может выйти не более 32 зарубежных картин. "Сегодня с нашими китайскими партнерами мы ведем переговоры, с тем чтобы были предусмотрены квоты для российских фильмов, и российские кинопроизводители могли работать на китайском рынке", - пояснил замминистра связи и массовых коммуникаций.