Фото: GLOBAL LOOK press/Tatiana Morozova
Нефтяной рынок продолжает радовать Россию достаточно комфортными ценами на черное золото, но дефицитный российский бюджет это уже не спасает. Конечно, казна пустеет чуть медленнее, чем могла бы, но все же пустеет. Резервный фонд к концу прошлого года был полностью потрачен. Фонда национального благосостояния при нынешнем уровне государственных расходов хватит еще на пару лет. А дальше-то что?
Задается этим вопросом и российское правительство. Вот только искать дополнительные доходы для бюджета, судя по сведениям, которые просачиваются в СМИ из коридоров власти, собирается в карманах простых граждан. Варианты обсуждаются разные, но большинство из них в конечном счете предполагают либо ухудшение социальной политики (сюда можно отнести повышение пенсионного возраста и софинансирование населением медицинских услуг), либо повышение налоговой нагрузки (прямое или косвенное).
В четверг в интервью ТАСС глава Счетной палаты Татьяна Голикова высказаласьпротив возрождения прогрессивной шкалы НДФЛ, подчеркнув, что оснований для модернизации системы подоходного налога пока нет. "Я считаю, что сейчас это стабильный, понятный и достаточно эффективный, с точки зрения поступлений, источник пополнения доходной части бюджета в субъектах. Любые трансформации, которые происходят у нас с подобного рода институтами, всегда приводят к потерям", - пояснила она.
Призрак ступенчатой шкалы в речи руководителя Счетной палаты возник не случайно. На этой неделе "Ведомости" писали о том, что на совещаниях у президента РФ наряду с упомянутым повышением пенсионного возраста и другими столь же непопулярными мерами обсуждается увеличение НДФЛ с 13% до 15%, но с большим вычетом, чем сейчас. По сути, это и есть возврат прогрессивного налога.
И ведь цель-то заявлена благородная - найти дополнительные источники средств на образование, здравоохранение и инфраструктуру. Но получается, что в итоге эти расходы все равно лягут на плечи простых граждан, ради которых вроде бы все и затевалось.
Правда, Минфин от намерений вернуть НДФЛ тут же открестился. В самом ведомстве ничего такого не предлагают и даже не рассматривают, заявил журналистам представитель министерства. А его руководитель Антон Силуанов в унисон с Татьяной Голиковой выступил против изменений подоходного налога, назвав его стабильным.
Но дыма без огня, как известно, не бывает. Тем более что дымит тема налогов в последнее время достаточно активно. В конце декабря глава другого профильного министерства - Минэкономразвития - Максим Орешкин на съезде партии "Единая Россия" поделился своим видением будущего налоговой системы в России.
По словам министра, она должна быть предсказуема на далекую перспективу, а налоговую нагрузку нужно сместить с инвестиционной активности на потребительскую. И это структурное изменение будет способствовать экономическому росту, уверен он.
Не совсем понятно, что именно имел в виду министр, говоря о такой рокировке. Теоретически инвестиционный спрос действительно более продуктивен, чем потребительский. Но в текущих условиях, когда доходы населения неуклонно снижаются уже четыре года подряд, подобный маневр не сработает, не говоря уже о том, что он просто бестактен и бессердечен по отношению к простым россиянам.
Налоги на потребление - это, по сути, НДС, акцизы, таможенные пошлины. То есть все то, что в конце концов приводит к росту цен. Люди просто станут еще меньше потреблять, соответственно, дальше просядет спрос, и никакого роста производства и экономики не случится.
Между тем и в этой сфере есть пугающие инициативы. По данным СМИ, российские власти снова задумались о возвращении налога с продаж, причем не вместо НДС, как неоднократно предлагалось ранее, а в дополнение к нему. Рассматривается возможность предоставить регионам право заменять этим налогом другой фискальный сбор - налог на движимое имущество компаний, который возрождается с 2018 года. Крайне недовольные предприниматели окрестили его налогом на модернизацию.
Правда, знакомые с темой чиновники утверждают, что речь идет не о классическом налоге с продаж, а о торговом сборе, который не включается в цену товара и не отражается в чеке. Зато он очень удобен для властей, поскольку формально не считается налогом, и его легко принять, легко менять, нет даже необходимости вносить поправки в Налоговый кодекс. Но в конечном итоге любые фискальные новшества, повышающее издержки продавцов и производителей, все равно оплатит потребитель.
Пока такого рода предложения остаются на уровне слухов. Похоже, власти прощупывают почву и исподволь готовят население к грядущим переменам. В том, что рано или поздно непопулярные меры начнут внедряться, уже мало кто сомневается. Утешает только одно: совершенно очевидно, что как минимум до середины марта никаких реальных шагов в данном направлении и даже официальных объявлений о намерениях ожидать не стоит.