Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
В образовательную программу 5–11 классов хотят включить экскурсионные поездки в города-герои — Москву, Санкт-Петербург, Волгоград и пр. Соответствующий законопроект внесет в Госдуму на следующей неделе депутат думской фракции «Справедливая Россия» Олег Пахолков (документ находится в распоряжении «Известий»). Для школьников экскурсии будут бесплатными. Расходы же предполагается включить в государственную программу «Развитие образования на 2013–2020 года». Депутаты полагают, что такие поездки повысят уровень патриотизма среди школьников, «позволят обучающимся лично ознакомиться с памятниками истории и архитектуры, историей подвига своего народа».
Экскурсии будут включены в образовательную программу основного общего образования (5–9 классы) и среднего общего образования (10–11 классы) с 1 января 2016 года и будут бесплатными для обучающихся.
Законопроектом предлагается дополнить ФЗ «Об образовании в РФ» понятием «патриотические экскурсионные поездки» — «экскурсионные поездки обучающихся в города-герои, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляемые в рамках учебного процесса».
К направлениям основного и среднего общего образования будет добавлено «формирование и развитие у обучающегося чувства патриотизма путем включения соответствующей дисциплины в образовательную программу основного общего образования и проведения патриотических экскурсионных поездок». Участвовать же в организованных экскурсиях станет обязанностью школьников.
По мнению автора законопроекта депутата Госдумы Олега Пахолкова, посещение городов-героев «позволит обучающимся лично ознакомиться с памятниками истории и архитектуры, историей подвига своего народа».
— Ничто не сравнится с личным опытом школьника. Свою поездку в Санкт-Петербург или Севастополь он будет помнить всю жизнь, тем более что просмотр исторических мест будет сопровождаться грамотной экскурсионной программой. Мы должны показывать свою страну нашим детям, показывать им места героических сражений и подвигов, и только так мы можем сформировать патриотические чувства и настоящую любовь к Родине. На этом нельзя экономить, тем более что я предлагаю направлять на это не бюджетные деньги, а деньги из специализированной уже утвержденной госпрограммы, — говорит он.
Предполагается, что финансирование поездок должно осуществляться из средств, выделяемых для реализации государственной программы «Развитие образования на 2013 – 2020 годы». Сейчас общий объем средств на подпрограмму «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» составляет более 93 млрд рублей.
Для реализации законопроекта Правительство РФ должно принять постановление о внесении изменений в госпрограмму «Развитие образования», а также в приказы Минобра «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта…», включив экскурсии в программы.
Законодатели изучили историю вопроса и отметили, что «эффективность экскурсионной методики в образовательном процессе доказана многолетним опытом педагогической теории и практики». Русская экскурсионная школа берет свое начало во второй половине XVIII века и тесно связана с именами педагогов Н.И. Новикова и В.Ф. Зуева, которые высказывали идеи о необходимости организации для детей «прогулок в природу». В начале XX века известные педагоги и методисты Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев и другие активно занимались разработкой методики экскурсионного обучения. А. Соколов называл курс для старших классов с обязательным включением в него экскурсионных программ «Родиноведение», а Э.Ю. Петри – «Отчизноведение».
«Современные педагоги утверждают, что экскурсионные программы являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка — прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость и в целом способствует многостороннему развитию личности», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Глава Всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков предположил, что для финансирования поездок могут потребоваться средства, заложенные и в программу патриотического воспитания граждан.
— Ребенок, безусловно, должен знать историю своей страны, и проводить экскурсии нужно, но вопрос в том, насколько это осуществимо для всех школьников? Скорее, не нужно включать в обязательную образовательную программу, лучше дать возможность поехать всем желающим. В России всего более 13 млн школьников, но такие поездки больше подходят для учеников от 14 до 17 лет. Поэтому речь идет о нескольких миллиардах бюджетных средств. Возможно, бизнесмены могут частично профинансировать поездки, если им снизят за это налоговые нагрузки. Такая практика существует в Европе, когда бизнес стимулируют оплачивать образовательные мероприятия, — рассказал эксперт.
Председатель совета родительской общественности при департаменте образования Москвы Людмила Мясникова положительно отнеслась к инициативе и согласилась, что поездки в города-герои повысят патриотизм школьников.
— К 70-летию победы в Великой Отечественной войне в каждой школе были организованы потрясающие праздники, которые просто заставляли плакать. Экскурсии именно в города-герои помогут поддерживать этот настрой. Местные жители смогут встретиться со школьниками, поделиться воспоминаниями. Сейчас в основном только в домах творчества, в военно-патриотических кружках посещают места памяти, — говорит она. — В школе смогут в зависимости от нагрузки учебного плана выбрать наиболее удачное время для экскурсии. Но чаще, чем раз в год, не стоит их проводить.
Напомним, в начале июня Общественная палата (ОП) РФ с Российским союзом молодежи направила письмо заместителю председателя правительства РФ Ольге Голодец с предложением ввести в учебный план обязательные экскурсии и поездки детей по регионам России. В настоящее время инициаторы проекта — член ОП РФ Елена Сутормина и глава РСМ Павел Красноруцкий — совместно с экспертным сообществом разрабатывают карту мест на территории России, в которых должен побывать каждый школьник. В частности, это Карелия, Казань, озеро Байкал и многие другие — планируется так или иначе охватить все федеральные округа. По задумке, эти поездки должны хотя бы частично финансироваться государством. Возможно, эффективным вариантом станет система ученических обменов, когда дети живут в семьях в других городах.
В ноябре 2014 года был создан координационный совет по развитию детского туризма в России, который возглавила Голодец. По словам зампреда правительства, в прошлом году в туристических походах участвовало 1,6 млн детей, а в постоянных краеведческих мероприятиях — 3 млн детей. Сейчас в России действует 32 тыс. детских секций туристической направленности. По итогам мартовского заседания Голодец поручила ускорить работу по созданию отличительного знака в сфере детского туризма — значка «Юный турист» трех степеней.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/587855#ixzz3dhSUMOvV