17 марта 2015, 22::10 Фото: Станислав Красильников/ТАСС Текст: Андрей Резчиков |
Верховная рада Украины объявила Восток страны «оккупированной территорией» и приняла новый вариант закона об особом статусе районов Донбасса. По сути это означает ползучий пересмотр вторых минских соглашений и резкое увеличение вероятности возобновления военных действий между Украиной и Новороссией.
Районы Донбасса, подконтрольные ополчению, должны получить особый статус только после проведения местных выборов по законам Украины и под контролем международных наблюдателей.
Соответствующий закон поддержали во вторник 265 парламентариев на заседании Верховной рады при необходимом минимуме в 226 голосов (от голосования отказалась «Радикальная партия» Олега Ляшко). В законе также говорится, что для проведения выборов «необходим вывод всех незаконных вооруженных формирований и военной техники с территории страны».
«Статьи 2–9 настоящего закона (об особом порядке местного самоуправления в Донбассе) действуют со дня обретения полномочий органами местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, избранными на внеочередных выборах, проведенных в соответствии с конституцией Украины», – говорится в документе.
Отметим, что перед этим депутаты приняли постановление, признав части Луганской и Донецкой областей оккупированной территорией (280 голосов «за»). Это было условием утверждения президентских поправок к закону об особом статусе.
Закон об особом статусе Донбасса ранее был принят Радой, однако на практике не применялся. Президент Украины Петр Порошенко накануне внес проект поправок в этот закон, а чуть ранее – постановления о зоне действия закона об особом статусе ряда районов Донбасса.
На сайте Рады был опубликован перечень районов Донбасса с особым статусом, причем «порядок вводится временно, сроком на три года, со дня вступления в силу указанного закона». Депутаты приняли постановление с утверждением линии привязки на местности, вплоть до географических координат.
«Видим предпосылки для нового кровопролития»
В руководстве народных республик к принятому закону отнеслись резко отрицательно.
Спикер парламента ЛНР Алексей Карякин считает, что принятые поправки направлены на нарушение перемирия и минских договоренностей. «Действия Киева направлены на то, чтобы нарушить мир. Мы видим предпосылки для того, чтобы Киев развязал новое кровопролитие, – сказал Карякин РИА «Новости». – Все вопросы, которые сегодня рассмотрела Рада, абсолютно противоречат минским соглашениям».
Он пояснил, что «в минских соглашениях сказано, что, в первую очередь, должна пройти реформа конституции (Украины) при участии представителей ЛНР и ДНР». «Закон о выборах должен разрабатываться при участии представителей данных территорий. Киев делает это все в одностороннем порядке», – сказал он.
Чуть ранее Карякин говорил, что согласно минским договоренностям и первой статье закона об особом порядке местного самоуправления, Рада должна была определить список всех районов и населенных пунктов, которые будут являться субъектами закона, а не только тех, которые находятся на линии разграничения.
Глава ЛНР Игорь Плотницкий ранее призывал Порошенко отозвать поправки, которые фактически «уничтожают мирный процесс», и «вступить в диалог с Луганской и Донецкой народными республиками, как это предписано Комплексом мер». «Его (Порошенко) поправки касаются выборов. Он должен согласовать их с нами до внесения. Так указано в пунктах 4 и 12 Комплекса мер», – пояснил глава Луганской республики.
В свою очередь постпред ДНР на минских переговорах, зампред Народного совета ДНР Денис Пушилин убежден, что после принятия поправок Радой смысл в диалоге с Киевом пропадает.
Выборы без участия ДНР и ЛНР
В том, что украинские власти пытаются переиначить закон об особом статусе Донбасса и резко отойти от минских соглашений, уверен и глава МИД России Сергей Лавров. Во вторник министр заявил, что «сейчас самое главное – разрулить ту проблемную сложную ситуацию, которая возникла в связи с внесением президентом Украины в Верховную раду законопроекта, который, по сути дела, определяет территории, на которых должен действовать особый статус».
«Закон об особом статусе уже был принят, а законопроект, который пытается этот особый статус переиначить и поставить его в зависимость от того, что на Юго-Востоке Украины пройдут выборы, которые будут организованы без какого-либо участия нынешних руководителей провозглашенных ДНР и ЛНР, – это резкий отход от минских договоренностей», – сказал министр, добавив, что согласно минским договоренностям, предполагается согласование с «лидерами Юго-Востока всех шагов, последовательность которых также важна».
«Концепция, которая была заложена в Минске 12 февраля, предполагает согласование с лидерами Юго-Востока всех шагов, последовательность которых также важна», – отметил Лавров.
В свою очередь постпред России при ОБСЕ Андрей Келин заявил, что перечень районов Донбасса, на которые будет распространяться особый порядок самоуправления, Киев должен был согласовать с властями ДНР и ЛНР. По его словам, «будет странным, если этот перечень будет дан из Киева без какого-либо обсуждения».
Особое мнение «отдельных районов»
Таким образом, российская сторона как гарант Минска-2 указывает: выполнение условий договоренности предполагает последовательное согласование с лидерами Юго-Востока исполнения всех пунктов.
Это касается и военной составляющей – прекращения огня и отвода тяжелых вооружений от линий соприкосновения сторон (для украинских войск – от фактической линии соприкосновения, для ополченцев – от линии фронта на 19 сентября 2014 года). Это же касается «гуманитарных» статей (обмен заложниками, амнистия) и, в данном случае, политической составляющей. К ней относится проведение местных выборов на территориях, контролируемых ополчением, и конституционная реформа на Украине, предполагающая децентрализацию.
#{interviewpolit}Напомним, 4-й пункт минских соглашений предполагает: «В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Тогда же должно быть принято решение «о будущем режиме этих районов на основании указанного закона».
Иначе говоря, нарушено положение о начале диалога – никакого диалога с ЛНР и ДНР о проведении там местных выборов Верховная рада не вела.
Далее тот же пункт требует – «незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим».
Эта территория должна быть отграничена от остальной Украины линией, взятой за основу еще предыдущим соглашением, Минском-1 от 19 сентября 2014 года.
В 11-м пункте Минска-2 идет речь о конституционной реформе, которая должна затронуть всю Украину: «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции».
В соглашении прописано: новая конституция должна быть «предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию», с учетом особенностей «отдельных районов», контролируемых ДНР и ЛНР. Причем – это опять же ключевой момент – особенностей, «согласованных с представителями этих районов».
«Утром стулья – вечером деньги»
Киевская власть, формально не отступая от буквы Минска-2, настаивает на том, что сначала в «отдельных районах», то есть в ДНР и ЛНР, должны пройти местные выборы по украинскому законодательству. То есть с участием выдвиженцев от Блока Порошенко, «Народного фронта» Яценюка, радикальной партии Ляшко и других украинских партий.
Фактически это подразумевает появление параллельных и легитимных с точки зрения Киева структур власти в Донецке и Луганске. А уже потом, с точки зрения Киева, должна начаться конституционная реформа на Украине – с децентрализацией, «с учетом особенностей» ДНР и ЛНР.
Добавим, что в соответствии с пунктом 9 минских соглашений, «в первый день после местных выборов» предполагается «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины». Речь идет об участке российско-украинской границы и погранпереходах, которые сейчас контролируют ополченцы Новороссии.
#{ussr}Как уже было сказано выше, точка зрения ДНР и ЛНР диаметрально противоположна киевской. Власти народных республик указывают на то, что из текста Минска-2 следует обратное: сначала децентрализация, потом местные выборы.
«Решили опять обдурить»
По мнению украинского политолога, профессора Национальной академии управления Олега Соскина, голосование в Раде показало именно что нежелание Порошенко проводить конституционную реформу и отдавать власть на местах.
«Отсутствие административно-территориальной реформы и реформы самоуправления привело к кризису – к тому, что произошло с Крымом. То же самое произошло в Донецком и Луганском регионах, потому что центральные кланы не захотели поделиться властью, – сказал Соскин газете ВЗГЛЯД. – То, что сегодня произошло в Раде, – это, по сути, признание того, что Порошенко и правящие группы, которые захватили власть, ни при каких обстоятельствах не пойдут на конституционную реформу. Они будут юлить, выкручиваться, бросать подачки новым территориальным образованиям, но для них главное – не изменять конституцию, чтобы Украина не перешла на новую модель самоуправления».
По его словам, Порошенко, премьер-министр Арсений Яценюк и глава СНБО Александр Турчинов решили «опять обдурить ЛНР и ДНР».
«Естественно, это им не удастся, – полагает собеседник. – Сейчас начнется новый конфликт, новые столкновения. Надо было менять конституцию, рассматривать изменение статуса ДНР или ЛНР. Чтобы их вернуть, нужно было проводить административно-территориальные реформы, как это делали Польша, Австрия, Швейцария. К сожалению, нынешнее руководство Украины на это не пошло. Теперь минские соглашения исчерпали себя».
«Киев вряд ли выполнит политическую часть Минска-2»
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш убежден, что Украина «вряд ли сможет выполнить политическую часть соглашений Минск-2, которая сводится к тому, что Киев должен устранить системные причины войны на Юго-Востоке».
«В частности, предоставить Юго-Востоку Украины ту степень политической, экономической и культурной автономии, против которой Киев и начал сражаться. Будет осуществляться поиск тех аргументов, которые позволили бы не выполнять минские соглашения и в идеале обвинить в их неисполнении Донецк с Луганском», – сказал Коктыш газете ВЗГЛЯД, отметив, что минские соглашения не предполагали такую очередность – сначала выборы, а затем конституционная реформа – на которой настаивает Киев.
По его словам, минские соглашения предполагают взаимосвязанность шагов Киева и ДНР с ЛНР. «Здесь этот принцип не соблюдается. Это является вольной интерпретацией Киева, которая может оказываться неприемлемой для другой стороны», – отметил он.
При этом эксперт считает, что остальные пункты соглашения должны выполняться. «Пока не идет речь о денонсации этих соглашений. Речь идет о попытке подставить другую сторону. Эта игра будет вестись с двух сторон. Но конфронтация и несогласие по определенным пунктам не отменяют остальные пункты соглашения. Из этого не вытекает, что соглашение сорвано. Если бы Киев или Донецк заявили, что начинаются военные действия, тогда соглашение было бы сорвано. Поскольку этих заявлений нет, то соглашение действует, но не во всей своей части», – подчеркнул эксперт.
Добавим, что, согласно опросу ВЦИОМ, большинство россиян считают, что минские договоренности не выполняются прежде всего из-за руководства Украины. В этом уверены 68% опрошенных. При этом каждый второй россиянин (53%) считает, что минские соглашения не соблюдаются.
Текст: Андрей Резчиков