Федеральные ведомства игнорируют президентский план по борьбе с коррупцией

22.04.2015 09:45

Открыто о коррупции

 

Фотография: Владимир Смирнов/ТАСС

 

«Открытое правительство» (ОП) упрекает федеральные органы в фактическом провале президентского национального плана по борьбе с коррупцией. По информации «Газеты.Ru», с такими тезисами выступят участники заседания комиссии по координации деятельности ОП. Эксперты предложат госорганам избавиться от формалистского подхода к борьбе с коррупцией и полностью обновить свои методички.

Основной вопрос повестки на заседании в среду — реализация мероприятий Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы на гос- и муниципальной службе и в негосударственной сфере.

В заседании примут участие министр труда Максим Топилин, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, член правительственной комиссии, вице?президент Transparency International Елена Панфилова и другие эксперты.

Национальный план противодействия коррупции впервые был утвержден тогдашним президентом Дмитрием Медведевым 31 июля 2008 года.

Он переиздавался трижды: в 2010, 2012 и 2014 годах.

В свою очередь, нацплан противодействия коррупции на 2014–2015 годы был утвержден указом Владимира Путина год назад. Это рамочный документ для внедрения внутриведомственных антикоррупционных планов.

Премьер Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, министру по вопросам «открытого правительства» Михаилу Абызову и другим министерствам совместно с экспертным советом при ОП ежеквартально контролировать выполнение плановых антикоррупционных мероприятий.

 

 

На заседании эксперты обсудят усиление роли борьбы с коррупцией в период экономического кризиса, в частности, тезис о том, что поскольку коррупция является хорошо налаженным бизнесом, то и бороться с ней надо как с бизнесом, а именно разрабатывать законы для разрушения коррупционных бизнес-схем.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), по замыслу авторов концепции, должны стать флагманами борьбы с коррупцией, однако сейчас они комплексно не борются с ней — лишь выполняют отдельные разрозненные поручения для галочки.

Реального же целеполагания и показателей эффективности в этом деле нет, как нет и прописанной ответственности руководителей.

Эксперты «открытого правительства» проанализировали наличие и качество антикоррупционных планов ФОИВ. Кирилл Кабанов рассказал, что в своем выступлении он подведет итоги работы в рамках рабочей группы «открытого правительства». По его словам, уже сейчас можно констатировать, что ведомства провалили президентское поручение.

«Национальный план крайне конкретный и требует учета специфики и изучения коррупционных практик, — рассказывает Кабанов. — Но половина ФОИВ не выполнила требования национального плана и не сделала свои планы публичными. Половина ФОИВ — 39 — в итоге планы вывесили, но написали их формальным языком, друг у друга под копирку переписали, и планы не отвечают заявленным условиям. При этом в планах отсутствуют конкретные исполнители, сроки, ответственные. Из всех 69 ФОИВ планы только трех мы признали более или менее нормальными».

Для повышения эффективности разработана методика учета отраслевой специфики при составлении антикоррупционных планов. Елена Панфилова из Transparency представит ее на комиссии и в ходе обучающего семинара для ФОИВ, который «открытое правительство» и Минтруд проведут в мае.

Панфилова рассказала «Газете.Ru» про недовольство экспертного сообщества формалистским подходом ведомств к выполнению президентской антикоррупционной программы:

«Отношение прохладное к борьбе с коррупцией — надо их взбодрить, борьба с коррупцией не должна быть для галочки, а люди должны включить голову. Всю методику подготовки планов по борьбе с коррупцией надо менять, основывать ее на исследованиях и мнении экспертов. Надо внедрить систему измеряемой оценки эффективности выполнения планов, персональную ответственность за выполнение».

Эксперты предлагают позволить общественным советам при ФОИВ оценивать эффективность ведомственных антикоррупционных планов.

Михаил Абызов ранее рассказывал, что борьба с коррупцией была и остается важнейшим государственным приоритетом. По его словам, правительство продолжает системную работу по совершенствованию законов в этой сфере.

Всеми министерствами разработаны индивидуальные антикоррупционные планы исходя из отрасли и специфики. Их необходимо актуализировать, чтобы эта работа носила не формальный характер, а была нацелена на конкретный результат, говорил министр по связям с ОП. По его словам, документы должны включать понятные сроки и параметры, а также систему оценки результатов.

Любовь Соболь из Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального скептически оценила планы ОП по совершенствованию внутриведомственных антикоррупционных методик.

Она напомнила про отклоненные ОП предложения ФБК о внедрении в УК статьи «Незаконное обогащение», поддержанной интернет-пользователями:

«ФБК на завтрашнее заседание комиссии не приглашен. Ожидать принципиальных и конструктивных решений сложно, но наблюдать со стороны мы будем».

В то же время Елена Панфилова считает, что все озвученные на комиссии предложения предельно конкретны. Они стимулируют к реальной борьбе с коррупцией, а не к отпискам:

«Планы будут отправлены в совет по противодействию коррупции администрации президента и в соответствующие ведомства. Если они не станут им следовать, это будет хорошим индикатором, серьезно ли эти люди относятся к противодействию коррупции. Согласитесь, тоже неплохой результат».

По данным одного из последних исследований Левада-центра, 39% россиян уверены в том, что за последние 15 лет уровень коррупции в высших эшелонах власти повысился. 33% уверены в том, что проблема осталась такой же, как и была. И всего 20% верят в то, что уровень коррупции снизился. Наиболее коррумпированными россияне считают полицию и таможню.

Партнеры