- Сергей Олегович, недавно появился проект нового музея Кремля. Правда, что его построят прямо на Красной площади?
- И да, и нет. Действительно, музей на Красной площади, но это историческое здание Верхних торговых рядов.
В Кремле появится новый музей
- А строительство ведется внутри старого корпуса, фактически в замкнутом дворе. С Красной площади, конечно, новое здание не увидим. Но вход прямо с площади в музей сделаем.
- И сразу к экспонатам? Некоторые из них обещают выставить даже под открытым небом...
- Сначала посетители попадут во внутренний двор, а потом в музейное пространство. Что-то из экспонатов можно будет увидеть уже на улице, даже не заходя в здание музея. Надеюсь, к 2019 году новый выставочный корпус будет готов.
- Благоустройство улиц не всем нравится. Многие переживают, не потеряет ли Москва исторический центр?
- Любые изменения всегда вызывают тревогу. Надо сказать, что Москваменялась всегда. То, что мы сегодня наблюдаем, это следствие гигантских изменений в течение XX века. Причем как положительных, так и отрицательных. История так устроена, что отрицательное потом становится положительным и наоборот. Переделка столицы в 30 - 40-х годах по Генплану 1935 года, конечно, оставила намного более драматичные изменения в городской среде. Считаю, сейчас благоустройство улиц подчеркивает красоту Москвы. Например, в центре вновь появляются деревья. Это объективно добавляет городу удобство, эргономику, качество внешнего вида. Негатив в основном вызывает шум от работ, временные сужения улиц и так далее. Но финальный результат очевиден. Москва - город с огромным количеством культурных ярко выраженных слоев. Каждый из них нужно беречь и охранять. Но это не значит, что не надо делать новое.
- Зачем украшать площади и улицы искусственными цветами, избушками, гигантскими фигурами?
- Это дело вкуса. Уличные украшения где-то более, где-то менее удачны. Я спокойно к этому отношусь.
По дизайну подземки узнаем, куда приехали
- Дизайн новых станций метро начали выбирать на архитектурных конкурсах. Какими теперь будут вестибюли и платформы?
- Метро развивалось в двух стилях. Один - парадный, дорогой и трудозатратный. Как, например, на станциях-памятниках «Маяковская», «Кропоткинская». Другой - утилитарный, дешевый, с похожими друг на друга станциями. Сейчас мэром Москвы Сергеем Собяниным поставлена задача объединить эти направления и взять из каждого все лучшее. Для этого используем наработанные решения и добавим к ним индивидуальности и яркости. Дизайн привяжем к тому месту, где станция находится. То есть, не пытаясь читать надписи, сразу по внешнему виду понимаешь, где находишься. Новые станции будут опознавательными знаками районов, в которых они появятся.
И еще о навигации в метро. Традиционно указатели находятся на стене около путей. Надписи легко прочитать, стоя на перроне. Сложнее увидеть эти указатели людям в поезде. Теперь указатели будем развешивать и с другой стороны путей - на стенах, колоннах. Это поможет легко из вагона сориентироваться, приезжая на станцию.
- Будут ли пути с поездами полностью закрывать раздвижными дверями?
- Вопрос прорабатывается. Там не все очевидно с точки зрения эффективности затрат и реальной безопасности.
- Могут ли москвичи выбрать дизайн станции в своем районе?
- На первых конкурсах по станциям «Солнцево» и «Новопеределкино» победители выбирались голосованием местных жителей в «Активном гражданине». Везде, где можно получить мнение москвичей, мы это обязательно делаем. Но именно на начальных стадиях, когда составляем задание для архитекторов. А финальное решение все-таки оставляем для узкого круга экспертов в этой области.
От ЗИЛа запустят водные маршрутки
- На ЗИЛе началась масштабная стройка, но еще остаются десятки гектаров заброшенной земли. Что там будет?
- На ЗИЛе уже работает около четырех десятков российских и зарубежных архитекторов. На северной части этой промзоны уже все понятно. А южную часть только начинаем проектировать. Там будет абсолютно новая среда, квартальная застройка. То есть четкое разделение на дворы, улицы, бульвары по принципу европейского города.
- Город в городе получается...
- Не хотел бы называть ЗИЛ городом в городе. Хотя это огромный участок площадью около 400 гектаров. Но сюда входит и новый развлекательный парк в Нагатинской пойме, и городская застройка, и набережная длиной около 11 километров. Плюс внутренние парки, транспортная инфраструктура. В этом месте перекинем новые мосты через старое русло Москвы-реки с выходом набережной через территорию Южного порта. А дальше, обогнув весь ЗИЛ, к станциям метро Люблинско-Дмитровской и Кожуховской линий. Сейчас прорабатывается возможность соединения в трассе МЦК дополнительного автомобильного моста с выходом на будущий дублер Варшавского шоссе.
- Альтернативный транспорт появится?
- Возможно, с помощью водного транспорта соединим ЗИЛ с центром города, с новыми причалами в Зарядье. По Москве-реке можно будет за 15 минут добраться туда и обратно. Это будут регулярные пассажирские маршруты шаттлов.
Для городских набережных действует предельная высота волны, а от быстрой скорости поднимается высокая волна. Поэтому не везде можно открыть водные маршруты, а на ЗИЛе - сделаем. А от Серпуховско-Тимирязевской линии метро откроем паромную переправу для прямой связи с кварталами ЗИЛа.
- В районе «Москва-Сити» у воды останутся старые портовые краны для красоты...
- С кранами понятная история. Мы вот сейчас придумали для Москвы-реки интересную штуку - открытый плавучий бассейн. Например, в районе ЗИЛа. Резервуар, который помещают в реку. Из-за этого создается иллюзия купания в ней. Плавучий бассейн будет связан с берегом (как будут закачивать воду в бассейн, пока не решили, проект в разработке. - Авт.).
Стиль начала XX века при реконструкции сохранят
- Зачем на Варварке в Зарядье сносят исторические здания? Может быть, сохранить их в новом парке как музей?
- Никакой трагедии не происходит. От старого Зарядья остались руинированные кварталы в очень плохом состоянии. Там есть часть физически целых стен, а есть часть стен, которые утратили свой декор в 20 - 30-е годы или никогда его не имели. Эти руины после реконструкции превратятся в гостиницу. При этом сохраним все ценные элементы стен, выходящих на Варварку и на Славянскую площадь. Стены в стиле модерн начала ХХ века не разбираются, а сохраняются.
- В одном из снесенных зданий Зарядья, в так называемом Доме с якорями, были красивые интерьеры с парадной лестницей. Говорят, там кабинет Микояна находился...
- Да, сохранить полностью интерьеры в таком здании при такой реконструкции невозможно. Но многие ли видели эти интерьеры? Туда просто никого не пускали, это было закрытое учреждение. Здание общества «Якорь» безобразно использовалось. После революции 1917 года первое, что в нем сделали, это сняли весь декор с фасадов. А после восстановления в него будет свободный доступ. Там появятся новые качественные интерьеры. Но ничего имеющего охранный статус и признанного ценным утрачено не будет. Мы подняли архивы и по ним восстанавливаем исторические детали здания.
- Еще нашумевшая история - снос конструктивистских зданий бывших АТС. Таганскую АТС на Погодинской улице сломали, а что будет с остальными?
- Мы исправляем эту ситуацию. Утвердили проект реконструкции здания АТС на Бакунинской улице, построенного в 1927 - 1928 годах. Напомню, Архитектурный совет Москвы ранее не согласился даже с фрагментарной разборкой этого здания. Мы посоветовали разработчикам проекта искать вариант с реконструкцией без сноса. Такое решение найдено. Имеющее историческую ценность здание сохраним полностью. В нем откроется гостиница. На главном фасаде восстановят первоначальные архитектурные элементы и надписи.
ВОПРОС - РЕБРОМ
Почему Москву строят по зарубежным проектам
- Международных архитектурных конкурсов в Москве проходит все больше. А нужно ли вообще приглашать заграничных мастеров строить столицу? У нас своих не хватает?
- Зарубежных архитекторов у нас ничтожно мало. К тому же я за конкуренцию. Считаю, только так и растет качество работы наших архитекторов. На первых конкурсах, конечно, побеждали в основном иностранцы. Но потом, когда началась конкуренция, российские архитектурные бюро здорово подтянулись. Сейчас в основном выигрывают проекты наших архитекторов. Если иностранцы работают в Москве, то это действительно лучшие из лучших. Например, легендарный японский архитектор Кенго Кума делает сейчас проект жилого комплекса на Кутузовском проспекте. Или вот британское бюро Захи Хадид строит здание технопарка в «Сколково» Это действительно люди первой мировой десятки. Я считаю, с такими звездами работать - это плюс. У нас принцип выбирать только лучшие работы, у которых можно чему-то научиться.