Думцы, пожертвовав каникулам и отпусками, словно спасатели по тревоге, съехались на Охотный ряд обсуждать конктрсанкции. Созвал коллег спикер Вячеслав Володин. Он, сообща с главами фракций, предложил новым законом дать отлуп Западу в ответ на санкции.
В СМИ попал список запретов американских товаров из 16 пунктов. Некоторые, почитав его, пустили слезу, решив, что они теперь с заморским табачком, а также айфонами и бурбонами будут врозь.
Но депутаты объяснили, что не будут бездумно крошить в капусту американские товары на российских прилавках.
- Мы этим законом не планируем отвергать бездумно, под одну гребенку все американское, - объяснил глава комитета по международным делам Леонид Слуцкий. - Мы предлагаем принять пакет ответных мер, которые обсудим с представителями тех компаний, которые сегодня попали под санкции (США).
Депутаты уверены: контрсанкции помогут ипортозамещению и развитию российских фермерства и бизнеса.
- Закон рамочный. Он предполагает предоставление полномочий правительству - но в том случае, если мы можем заместить конкретный товар своим производством или поставками из-за границы, но не ниже качеством, - сказал спикер Вячеслав Володин.
Закон об ответных мерах на действия США депутаты отправили на утверждение правительству и президенту. А в Думе его планируют рассмотреть 15 мая в первом чтении.
«ВМЕСТО ВРАЖЕСКИХ ЛЕКАРСТВ ПЕЙТЕ БОЯРЫШНИК»
Ну а накануне в ток-шоу «60 минут» слухи о «запрете всего американского» подогрел вице-спикер Петр Толстой. В прямом эфире он «рубился «с политологом Борисом Надеждиным о возможном ограничении ввоза импортных лекарств в Россию.
- Вот я пожилой человек, пью лекарства. И сделаны они в странах вероятного противника: Германия, Япония, - рассказал Надеждин.
- Так вы выплевывайте! - посоветовал Толстой.
- Вы смеетесь, а я помню, что, когда мне в советское время поставили диагноз гипертония, мне прописали боярышник, - развел руками Надеждин.
- Кору дуба заваривайте, боярышник, - перебирал народные рецепты вице-спикер.
Следом соцсети с цепи сорвались: пророчили России «железный занавес» и жвачку из под полы, как в СССР.
- Ну это же была шутка! Они с Надеждиным занимались пикикровкой, делали шоу, а люди восприняли это буквально, - поделилась с "КП" депутат ГосдумыСветлана Журова. - Это был сарказм. А люди заговорили: "Корой дуба будем лечиться и боярышником запивать". Да, надо быть аккуратнее с шутками. Мы сейчас ничего не запрещаем. Госдума создает инструмент для правительства, по которому оно сможет зеркально отвечать на санкции иностранных государств. Утверждать, что пропадут с прилавков те или иные бренды, сейчас некорректно.
ВОПРОС ДНЯ
Как нам не заиграться в контрсанкции?
Николай КАЛМЫКОВ, директор Экспертно-аналитического центра Президентской академии РАНХиГС:
- В ответ на попытку усложнить работу нашего бизнеса надо создавать условия, когда зарубежному бизнесу либо стратегическим партнерам наших американских недоброжелателей будут предоставляться такие условия ведения деятельности в России, что им будет выгодно уходить в Россию и вести деятельность именно здесь.
Борис МЕЖУЕВ, политолог:
- Важно учитывать внутренний контекст контрсанкций. Есть сферы предельно болезненные, где достичь такого полноценного импортозамещения едва ли возможно в короткое время, там следует действовать осторожно.
Михаил ДЕЛЯГИН, экономист:
- Надо вводить контрсанкции (если до этого дойдет, что вряд ли), чтобы нанести ущерб тем, кто открыто провозглашает нас врагами, а не для дискредитации самой идеи защиты национальных интересов.
Андрей БАБИЦКИЙ, политолог:
- Мы не можем серьезно уязвить американцев экономически. А потерять их рынки для наших товаров или перекрыть нашим гражданам доступ к важным для них лекарствам можем легко. Не стоит ввязываться в игру по навязываемым правилам. Там, где выгодно торговать и производить, надо это делать. Из всех антисанкций бесспорным шагом кажется вытеснение из России американского авиапрома.
Андрей АФАНАСЬЕВ, телеведущий «Царьграда»:
- Надо создавать свою систему, независимую ни от доллара, ни от финансовых рынков. Скорее всего, сделать это можно только совместно с другими крупными игроками, которых нынешнее положение вещей также не устраивает.
Вячеслав ДАНИЛОВ, политолог:
- Если закрыть инженерный офис «Боинга» в России - для «Боинга» это будет удар. И переориентировать наши корпорации на эксплуатацию и закупку продукции, аналогичной американской. То есть работать не на потребительском рынке, наказывая свой народ. А на крупнокорпоративном.