Григорий Алексеевич, начнем со свежих новостей. Вот одна из них: премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков сообщил, что наши страны завершают процесс взаимного признания виз и подпишут итоговое соглашение. Таким образом, на территории двух государств будет сформирован важный элемент единого миграционного пространства. Есть ли действительно шанс подписать такое соглашение? Что оно даст для наших стран и для их граждан - россиян и белорусов?
Григорий Рапота: Есть не только шанс. Мы просто обязаны до конца года подготовить это Соглашение к подписанию.
Вызвано это тем, что свободное пересечение российско-белорусской границы для граждан третьих стран никак не урегулировано. Более того, по существующим соглашениям между Россией и третьими странами, к примеру, Польшей, Великобританией, Германией, и соглашениям Республики Беларусь с теми же странами, граждане этих государств должны прибывать в страну и пересекать границу только в международных пунктах пропуска. А сухопутная российско-белорусская граница не имеет таких пунктов.
Возникли такие "правовые ножницы" - для россиян и белорусов это передвижение свободное, оно таковым и остается, а граждане третьих стран должны пересекать границу через пункт пропуска. Чтобы обеспечить свободу передвижения для граждан третьих стран, мы должны подписать соглашение о взаимном признании виз, и тогда этот вопрос снимется.
До конца года?
Григорий Рапота: Да, до конца года, мы постараемся это сделать. Над этим активно трудятся рабочие межведомственные группы в России и Беларуси. Сейчас это Соглашение о взаимном признании виз проходит согласование в министерствах иностранных дел. Думаю, мы успеем к концу года подготовить этот документ к подписанию.
Есть еще непростой вопрос, который мы не можем обойти. В начале года вспыхнули нешуточные разногласия, связанные с поставками нефти и газа, затем последовали запреты на поставку белорусской продукции на российские рынки. Формат Союзного государства предусматривает какую-либо помощь в решении разногласий, возникающих между двумя нашими странами?
Григорий Рапота: Конечно, такие механизмы есть. Проблема цены на газ возникла в начале 2016 года. Несколько раз эта тема поднималась в рамках заседаний различных органов нашего Союзного государства. Постоянный комитет не участвовал непосредственно в разрешении этих вопросов, этим по поручению правительств занимались вице-премьеры - Владимир Семашко с белорусской стороны и Аркадий Дворкович - с российской стороны.
Итог, в общем, положительный, в конечном счете, ситуацию удалось разрешить.
В чем суть? Она не только в цифрах, о них на ближайшие два года договорились. Не менее важно, что мы договорились продолжить диалог о выработке формулы цены на газ, которая бы работала и была бы акцептована, как сейчас принято говорить, двумя сторонами на будущее. Два года пролетят быстро, и эти темы снова возникнут. Надеюсь, будет разработан механизм формирования цены на газ, который будет действовать в течение длительного времени. Это создаст стабильную обстановку.
Хорошо известна марка "Сделано в ЕС", в Европейском сообществе. А может ли существовать марка "Сделано в Союзном государстве" для совместной российско-белорусской продукции? Казалось бы, это было бы свидетельством более глубокой кооперации, экономического сотрудничества, как вы считаете?
Григорий Рапота: Во-первых, надо понимать, что и в ЕС нет критериев, которые бы определяли, когда эту маркировку ставить, а когда нет. Это свобода выбора каждого производителя. Они могут указать "Сделано в Германии", "Сделано в ЕС", а могут - "Сделано в ЕС и в Германии". Кстати, далеко не все товары, сделанные на территории ЕС, маркируются. Европейская комиссия не узаконила такую маркировку как обязательную.
В Союзном государстве время от времени поднимался такой вопрос - давайте сделаем маркировку "Товар Союзного государства". Но те люди, которые это предлагали, не смогли объяснить, зачем это нужно и как это сделать. Есть такой эмоциональный посыл - давайте продемонстрируем свое единство еще и в этом. Ну, давайте! Но пока списка единых требований и критериев, юридически оформленных, к выпускаемой продукции на пространстве Союзного государства нет.
Полный текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "Российской газеты"