Посмотрел первые серии новой версии «Угрюм-реки». Казалось бы отличная литературная основа, хорошая операторская работа – делать красивую картинку у нас, по крайней мере, на Первом канале, научились – красивые виды и костюмы «а ля конец XIX – начало XX » в наличии. Можно, конечно, придираться «к заклепкам», но не стоит, кто там из простых зрителей знает, какого размера шашка у городового и сколько положено ему пуговиц на мундире.
Но новая «Угрюм-река» все равно, при всей своей качественной картинке оказалась, простите фигня фигней по моему личному мнению. Надо сказать, что и советский черно-белый фильм 1968 года, если подходить к нему справедливо – далеко не шедевр кинематографа. Но он на порядок лучше того лубка, который сбацали сейчас.
Главная претензия к новому сериалу – это просто какое-то фееричное непопадание в образы чуть ли не всех актеров. Может быть, какие-то небольшие роли еще и ничего, но все ведущие персонажи – это какой полный мискаст.
Самый главный косяк сериала – это Юлия Пересильд, которая пыжится изобразить Анфису Козыреву, но вместо этого играет, какую-то простите, шмару из бандитского квартала. Это даже близко не та Анфиса, которая была в старом фильме и уж конечно, не одна из основных героинь знаменитой книги. Это какая-то ободранная и потасканная бандитская подстилка.
Вообще, главная проблема всей этой «Санта-Барбары», которая разворачивается на экране вместо истории освоения сибирского фронтира, - это то, что из всех сюжетных наворотов настоящей «Угрюм-реки», режиссеры, похоже, решили оставить только постельно-любовную тематику. «Осовременнили», блин, книгу. Справедливости ради, надо отметить, что во всех описаниях и анонсах, обещалось, что сериал снят так, чтобы он «был интересен современному зрителю». Похоже, по мнению, режиссеров, нас больше всего интересует: кто и в какой последовательности затащит в постель Анфису. Вот только на самом деле книга вообще о другом и про другое.
Удивил Ибрагим. Извините, но если открыть книгу и прочитать хоть немного, то там ясно и четко описан человек, которому даже кинжала и пистолета доставать не надо. Ибрагим из книги взглядом бы убил любого и уж точно пригвоздил к месту. Из него со страниц книги ключом бьет звериная сила, жестокость, хитрость и преданность другу. А тут, прости господи, какой-то мелкий жулик получился.
Вообще с мужественностью героев в сериале какой-то жуткий провал. Данила Громов, которого в книге его сын боялся, даже когда тот уже готовился отойти в иной мир, в сериале показан каким-то старичком – божьим одуванчиком. Петр Громов – с самого начала сериала какой-то алкаш, а на самом деле вся заморочка в том, что он спился уже по ходу дела. Да и Прохор Петрович больше напоминает какого-то хипстера, только что перекусившего в Black Star Burgers . Не говоря уж о том, что в книге он из 17-летнего мальчишки превращается в матерого делягу, для которого чужая жизнь копейки не стоит, а в сериале с самого начала появляется какой-то шкет лет 30-ти с внешностью урбаниста, только что сидевшего в кресле барбершопа. И таким хипстерским шкетом на протяжении первых серий он и остается.
Очень повеселил момент, когда Петр Громов отправляет Прохора на Угрюм-реку. Его пытались срисовать с аналогичного эпизода фильма 1968 года, при этом полностью поменяв акценты. В старом фильме Петр предупреждает сына, что путешествие будет опасным, можно и не вернуться. А в новом сериале, раз решили устроить конфликт «Отцы и дети» «из-за бабы», то красной нитью, глядишь и умрешь, сынуля, ради того и посылаю... Сказано было другими словами. Но смысл именно такой. Плюс отсылка к знаменитому котелку с картошкой из «Чапаева», потому что куда и как сыну плыть, папочка объяснял предметами на столе. Хорошо, хоть чугунок с картошкой не принесли.
Еще порадовал вот этот чудесный кадр. Бутафорских патронов для револьвера, похоже, не завезли, чувак целится из незаряженного оружия. Молодец, чего! Но это уже так, мелкие придирки по сравнению с полным провалом актерского состава.
Резюме будет жестким.
Я не буду советовать лучше посмотреть фильм 1968 года, хотя в нем актеры играют на порядок качественнее. Все равно до уровня книги советский фильм не дотянул. А новый сериал – он вообще не про «Угрюм-реку» и сибирский фронтир России, а про, простите, постель и постельные отношения: кто, кого и сколько раз. Увы, картинка красивая, а вот кино не получилось. Жаль. Поэтому лучше прочитайте книгу.