Прошлый год для ведущего российского тренера по фигурному катанию Этери Тутберидзе выдался сложным. Даже олимпийское золото, завоеванное ее ученицей Алиной Загитовой, не помогло справиться с личными трагедиями: смертью матери и уходом Евгении Медведевой.
Откровенно о проблемах «железная леди» отечественного фигурного катания решилась рассказать только сейчас, спустя год после Олимпийских игр в Пхенчхане. Тутберидзе призналась, что в то время, когда она сопровождала своих учениц Алину Загитову и Евгению Медведеву на соревнованиях, в России умирала ее мама — Этери Петровна Тутберидзе.
«Менее года назад я написала письмо, хотела поделиться чувствами, которые испытывала на тот период. Мои друзья мне запретили опубликовывать это письмо, посчитав, что это проявление слабости на тот момент», — начала Тутберидзе.
«Странные, смешанные чувства в душе. Казалось бы вот — апогей спортивных достижений и профессионального счастья, столько лет безостановочной работы, две личных медали на Олимпиаде. Целых две. Ну, радуйся, ну хотя бы улыбнись. А в душе стоит комок, комок невысказанной боли», — пишет она.
На Олимпиаде 16-летняя Загитова в драматичной борьбе обошла соотечественницу Медведеву и взяла золотую медаль.
В зоне kiss and cry все обычно все радостно приветствуют своих родных и близких у экранов, а Тутберидзе говорила: «Мамочка, выздоравливай».
Тогда еще никто не подозревал, что мать великого тренера борется за жизнь из-за страшной болезни — рака мозга. Дочь Этери Георгиевны, 16-летняя фигуристка Диана Дэвис, была вынуждена переехать в школу, где тяжело переживала диагноз бабушки.
«И вот, не сдержавшись, я все же пишу. В день моего отъезда в Японию на сборы перед Олимпиадой у моей мамы случился удар, вначале частичная парализация, позже оказалось — рак головного мозга. А дальше? Дальше — как в тумане.
Моя дочь живет в общеобразовательной школе, чтобы не жить дома одной. Моя мама находится в больнице, в тяжелейшем состоянии.
Слезы моей дочери по телефону, которая осталась в Москве, в одиночестве. Борьба за жизнь матери, у которой безутешный диагноз», — вспоминает Тутберидзе.
О личной жизни Тутберидзе известно мало, но сама она рассказывала, что выросла в многодетной грузинской семье в Москве. Оказалось, что Георгий Тутберидзе, отец тренера, ушел из жизни за полгода до Олимпиады в Сочи, которая прошла в 2014 году. Уже на тех соревнованиях Тутберидзе задавала тон российского фигурного катания, воспитав олимпийскую чемпионку Юлию Липницкую.
«Олимпиада. Медали. Награждение.
Люди поздравляют, заглядывают в глаза и ищут ответную радость, а ее как будто нет. Боль…
А по возвращении в Москву — борьба, ежедневная борьба за жизнь, пусть уже и не очень осознанную моей мамы. Мозг отказывается принимать, что мама неизбежно уходит. Мой отец не дожил полгода до сочинской Олимпиады, моя мать не смогла осознать и порадоваться за только прошедшую Олимпиаду», — призналась тренер.
Этери Петровна Тутберидзе скончалась 8 ноября прошлого года. На протяжении последних девяти месяцев своей жизни она боролась с раком.
Упомянула Тутберидзе-младшая и скандал с участием Медведевой. В мае 2018 года фигуристка неожиданно заявила о прекращении 11-летнего сотрудничества с тренером и уехала в Канаду, где сейчас занимается в группе Брайана Орсера. Медведева даже не попрощалась и не поблагодарила Тутберидзе, с чем и был связан ажиотаж вокруг ее ухода. Как оказалось, для Этери Георгиевны это был серьезный удар.
«Дальше — странный уход моих учениц, одну из которых я всем ставила в пример и для которой я честно сделала 200 процентов из 100 возможных в спорте.
Обвинения… От которых больнее уже и не становится.
Говорят, что Бог дает нам по заслугам и силам. Господи, я бесконечно благодарна тебе, что многолетняя работа принесла наивысшие спортивные плоды. И дай нам силы Господи, чтобы перелистнуть эту страницу жизни. И вот, по прошествии почти года я могу сказать. Я перелистнула. Спасибо моим друзьям, близким и моим родителям», — написала Тутберидзе в инстаграме.
На прошедшем чемпионате мира Загитова завоевала золотую медаль, а другая ученица Тутберидзе Элизабет Турсынбаева стала второй. И именно это, быть может, и помогло Тутберидзе оправиться от личных трагедий, которые преследовали ее весь прошлый год.