Кормим полмира, а сами без хлеба

12.03.2016 10:00

 

Качество хлеба у нас стремительно падаетФото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Правда ли, что Россия бьет рекорды по экспорту первоклассного зерна, а сама потребляет низкосортный продукт

Недавно Минсельхоз США огорошил россиян. По его прогнозам, именно Россия в ближайшем году может занять лидирующее положение в мире по экспорту пшеницы, потеснив и США, и Канаду. Кроме гордости за страну, это сообщение вызвало и массу вопросов. Как раз подоспел чисто внутренний «хлебный» скандал.

По данным Россельхознадзора, качество хлеба у нас стремительно падает. Мало того что дешевые сорта производят по ускоренной технологии, так еще и все чаще используют низкосортную муку - из фуражного (предназначенного на корм скоту) зерна с улучшителями... Как все это понимать?

Мы задали специалистам разных ведомств несколько наивных вопросов.

 

 

1. Откуда у нас столько зерна?

У специалистов в отличие от простых обывателей, привыкших, что Россия - это нефть и газ, наши успехи на зерновом рынке удивления не вызывают. При такой необъятной территории, включая и обширные черноземные регионы, наша страна и должна производить зерна никак не меньше других стран - в число лидеров (???)Штатов и Канады входят ЕвросоюзКитайи Индия.

По данным Российского зернового союза, зерновые мы продаем более чем в 130 стран (см. графику), а пшеницу - более чем в 100. А к сведению любителей все сравнивать с достижениями Российской империи - валовый сбор зерновых у нас сейчас примерно в два раза превышает показатели 1913 года (104,3 млн. тонн в 2015 году против 50,5 тогда).

2. Мы и правда обгоним всех?

Есть нюанс. Вопреки прогнозам американского Минсельхоза наши аграрии планируют в этом году площади под посевы пшеницы - основной экспортной культуры - сократить. Причина - не какие-то катаклизмы, а экспортная пошлина, которую правительство ввело для желающих продавать пшеницу, испугавшись, что из-за падения рубля за рубеж вывезут вообще весь урожай.

В российском Минсельхозе в итоге нашли путь в обход: стали взамен пшеницы ударно расширять - вот бы Никита Хрущев порадовался - посевы кукурузы. Она тоже хорошо покупается за рубежом, но на нее пошлины нет. Тем более что с упавшим рублем конкурировать на любом мировом рынке стало проще.

 

3. А сами без пшеницы не останемся?

С точки зрения зерновых запасов пока такой угрозы нет. Как говорят в Российском зерновом союзе, запасы увеличились по сравнению с прошлым годом, благо урожай был хороший. Цены на зерно не растут... Если так все благополучно, что за страшилки нам тогда про хлеб рассказывают, в который экономии ради уже и фураж подмешивают?

- Цены на хлеб - это совершенно отдельная вещь, они вообще не связаны с рынком зерна, - говорит глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский. - Вклад зерна в себестоимость буханки хлеба слишком низок, сейчас ниже 20%.

Хлебопеки, в свою очередь, жалуются, что их расходы за последний год выросли более чем на 22%. Откуда? И дальше у каждого звена этой цепи свои причины. Например, цены на муку. Они с 13 - 14 рублей за килограмм за год выросли до 16 - 18 рублей. Хлебомолы поясняют: во всем виноват рост затрат на энергоресурсы и перевозки. Мало того что акцизы на бензин постоянно растут, так еще и другие издержки увеличиваются. К примеру, все автомобили, которые перевозят хлебобулочные изделия, Минтрансобязал оснастить тахографами (прибор, который отслеживает перемещения транспорта). Новшество стоило каждому из хлебокомбинатов, у которых по нескольку десятков машин, от 1 до 3 млн. рублей. При этом цены на хлеб выросли в среднем на 10% (это даже ниже инфляции). Естественно, чтобы сохранить стоимость на прежнем уровне, некоторым производителям так или иначе приходится «химичить» или сокращать производство. Но ждать дефицита хлеба не стоит.

 

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Спасут ли нас «зернодоллары»?

При всех успехах в зерновом экспорте наши доходы от экспорта нефти и пшеницы, увы, несравнимы - даже с учетом резкого падения цен на сырье. По данным Федеральной таможенной службы, в 2015 году пшеницы и меслина (смесь зерновых, из которой делается серый хлеб) мы продали за рубеж на $3,9 млрд. А одной только сырой нефти - на $89,6 млрд.

Другими словами, заработать на этом рынке большие деньги не получится. Но это не повод от него отказываться. Из всех крупнейших нефтяных стран, как говорят специалисты, от нынешнего падения цен на «черное золото» меньше всего пострадала Норвегия, экономика и структура экспорта которой наиболее разнообразны. США тоже отнюдь не на зерне основные деньги зарабатывают, но и на этом рынке свое место оберегают.

Поэтому России нужно не только на мировом рынке зерна свое место застолбить (что тоже важно), но и внутри страны качество продукта держать на уровне. А для этого нужно не только пошлины высокие устанавливать, но и мелкие проблемы отрасли решать. Натравливать каждый раз прокуратуру на магазины, завышающие цены, явно не выход...

 

 
Партнеры