Фото: ИЗВЕСТИЯ
В Москве предлагают вернуться к историческому территориальному делению — сократить число районов со 125 до 33-х, а также ликвидировать префектуры и управы столицы. Соответствующее обращение мэру Москвы Сергею Собянину (копия документа есть в распоряжении «Известий») направил руководитель московского отделения КПРФ Андрей Клычков. По мнению коммунистов, административная реформа необходима городу в сложившейся кризисной ситуации, чтобы сократить траты на содержание чиновников. Однако представители органов власти отмечают, что проведение самой реформы потребует существенных затрат.
Московское отделение КПРФ разработало предложения, которые позволят оптимизировать численность госслужащих в столице. Во-первых, предлагается «привести территориальное деление города в соответствие с историческими границами», то есть уменьшить число районов со 125 до 33 в «старой» Москве, как это было в 1991 году.
«С тех пор площадь «старой» Москвы практически не увеличилась, но количество районов в 1993 году было увеличено в 3,7 раза, что значительно повысило затраты на содержание органов власти. В то же время прокуратура, суды, военкоматы в Москве продолжают работать по 33-м районным подразделениям», — поясняют коммунисты в обращении.
В «новой Москве» также предлагается провести укрупнение и 19 поселений преобразовать в 10 городских округов с сохранением исторически сложившихся границ поселений. При этом префектуры и управы, по мнению коммунистов, необходимо ликвидировать из-за неэффективности многоступенчатой системы власти.
— Структура «правительство-префектуры-управы» слишком громоздкая. Мы предлагаем двухуровневую структуру власти: «правительство и местное самоуправление». В районах должен быть один глава администрации, который избирается из совета депутатов. И, соответственно, администрация должна быть подотчетна совету депутатов, — пояснили в партии.
Бюджеты префектур и управ должны быть перераспределены по бюджетам муниципальных округов. При уменьшении числа районов существенно сократится количество муниципальных депутатов — сейчас их насчитывается более 1,5 тыс. человек. При этом, согласно закону «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями», предусмотрено поощрение муниципальных депутатов в размере не менее 20 тыс. рублей. Коммунисты считают правильным перевести оставшихся после реформы депутатов на профессиональную основу и распределить между ними выделенные из бюджета деньги.
Клычков подчеркивает, что административная реформа особенно актуальна из-за кризиса и гармонично продолжит курс на сокращение расходов на госслужащих, взятый мэрией. Так, 17 марта мэр объявил на заседании правительства о сокращении на 30% штата госслужащих Москвы и снижении на 10% своей зарплаты и зарплат членов правительства.
«Нам представляется целесообразным не ограничиваться механическим сокращением штата, а использовать сложившуюся кризисную ситуацию для проведения целостной административной реформы в городе Москве», — говорится в обращении к мэру.
В итоге реформа по мнению КПРФ позволит «оптимизировать численность госслужащих, избавиться от излишних и громоздких структур, доказавших свою неэффективность, сократить избыточные траты на содержание чиновничьего аппарата и сделать власть более эффективной и максимально приближенной к населению».
Как рассказала руководитель пресс-службы мэра и правительства Москвы Гульнара Пенькова, когда обращение коммунистов будет получено, оно будет рассмотрено в установленном законом порядке.
Префект ТиНАО Дмитрий Набокин рассказал, что спокойно отнесется к проведению реформы, если правительство примет такое решение.
— В Москве создана наиболее эффективная модель управления. Сейчас правительство и так идет по пути оптимизации, чтобы убрать лишних людей, — говорит префект. — Но радикальные перемены надо тщательно просчитывать. Любая подобная реформа очень дорогостоящая, и нужно понимать, насколько эти затраты будут оправданны.
О затратах на проведение реформы также говорит и муниципальный депутат Таганского района Илья Свиридов.
— Насколько своевременно в условиях кризиса укрупнять районы, большой вопрос. Придется сломать всю городскую систему, на переезд, упразднение органов власти, бумажную волокиту потребуются большие средства. Кроме того, для объединения районов нужно проводить местные референдумы, то есть только на их организацию у нас уйдет более миллиона рублей на каждый, а по времени это займет целый год, — сказал он.
Свиридов считает, что для начала нужно наладить более тесное взаимодействие муниципальных депутатов с городскими.
— Депутаты Мосгордумы к нам приезжают буквально на пять минут, хотя, конечно, необходимо более тесное общение между двумя представительными органами власти, также как и с отраслевыми департаментами города, — отметил он.
Доцент кафедры теории и практики государственного управления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин согласен, что в Москве создана чрезмерно громоздкая структура управления, а местное самоуправление существует только формально.
— Трех уровней власти слишком много для Москвы, тем более что совершенно не налажено соотношение органов государственной власти и местного самоуправления. Муниципальные советы, во-первых, практически не обладают полномочиями. А во-вторых, в маленьких районах депутатам сложно осуществлять свою деятельность из-за недостаточного финансирования. Укрупнение районов создаст более весомую материальную базу под местное самоуправление.
Однако эксперт считает, что не стоит снова возвращаться к делению на 33 района.
— Районное деление до реформы было тоже неоптимальным. Выделение 33 районов в советское время было основано по сути по партийному принципу, то есть по количеству членов КПСС, — говорит он. — Поэтому слепо копировать эту схему не нужно. Необходимо провести серьезную аналитическую работу по районированию. Можно, например, выделить центральный район с особым порядком управления, чтобы он полностью подчинялся московской власти без местного самоуправления. В других же, напротив, усилить работу советов депутатов и ликвидировать префектуры и управы.
По мнению Кудюкина, чтобы оптимизировать затраты на содержание чиновников, нужно использовать более современные способы формирования оплаты — большую часть суммы должна составлять оплата по результатам деятельности.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/584345#ixzz3VHpEC3tC