"ХВАТИТ УЖЕ БОМБ В НАШИХ ОТНОШЕНИЯХ"
- Леонид Эдуардович, с какими впечатлениями вы вернулись с Генассамблеи ООН?
- Для Дональда Трампа, для Госдепартамента эта сессия стала, похоже, презентацией их плана реформы ООН, под которым подписалось порядка 137 стран. Они идут в фарватере позиции США. Суть «реформы» в том, что США уменьшают свою поддержку ООН - организационную, финансовую и любую иную. И многополярная мировая архитектура с главенствующей ролью ООН, которая сложилась по итогам Второй мировой войны, начинает разрушаться. Мы выступаем категорически против такого подхода. ООН за десятилетия доказала свою безальтернативность.
Некоторые наши эксперты говорили о том, что вот Трамп не особенно упоминал Россию, а упоминал Северную Корею, Венесуэлу. Это страусиный подход. Сегодня не упомянул, мы вздохнули с облегчением, пронесло. Завтра – опять вздохнули с облегчением. Что это за позиция для великой державы? Это позиция заведомо слабой страны, каковой Россия не является, и являться никогда не будет. На площадке ООН и ее Совета Безопасности важно отстоять то, что ООН продолжит играть ключевую роль в мировых делах. И в той многополярной системе, которая является единственной правильной для развития человечества.
- Как вам Трамп вблизи? Мы в нем жестоко ошиблись прошлой осенью? Или у него связаны руки, и он не может идти против своего истеблишмента?
- Увидев президента США вблизи, вряд ли станет проще ответить на этот вопрос. Он - грамотный шоумен, который интересно провел свою предвыборную кампанию. Он обращался к одноэтажной Америке. Ведь Америка – это не голливудский блокбастер. Она консервативная и религиозная. И этим избирателям из Юты или Кентукки до лампочки внешняя политика США, направленная на построение однополярного мира. Им важно, чтобы обратили внимание на них. И Трамп говорил именно об этом, что каждый будет гордиться тем, что он - гражданин своей страны. Он говорил, что Штаты не должны заниматься не разорительной внешней политикой, что точки напряжения, искусственно созданные в политике Вашингтона, уйдут, что отношения с Россией должны быть хорошими. И тем самым он просто расслабил и склонил нас на свою сторону. Но антироссийский маховик, раскрученный администрацией Обамы, продолжает вращаться в ту же сторону. И не с меньшей скоростью. К сожалению, просвета пока не видно. Давайте вспомним и Сирию. Трамп говорил, что надо бороться с"Исламским государством" (запрещено в РФ. - Ред.), а не с Асадом. А продолжает бороться с Асадом. США не участвуют де-факто в антитеррористической коалиции, так краешком где-то, а главной целью у них продолжает оставаться свержение режима Асада...
- Замглавы МИД РФ Сергей Рябков говорил, что у нас есть много вариантов ответа на обыски наших дипучреждений и на закрытие генконсульства. Но главное – не уподобляться Вашингтону и не оказаться в политических джунглях. Как лучше ответить?
- Вашингтон сам зашел в политические джунгли и пытается туда завлечь и нас. Мы не будем поддаваться на провокации. Варианты ответа есть всегда. И Россия не будет растерянно топтаться на месте и разводить руками. Но мы не должны идти в том направлении, куда нас подталкивают. А подталкивают нас к форсированному разрыву или замораживанию дипотношений. Нам необходимо семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Нам гораздо ближе переговоры, в какой бы сложной позиции мы не оказались.
- Дональд Трамп и Ким Чен Ын продолжают обмениваться пламенными угрозами. Велики ли шансы того, что кто-то из них может перейти черту?
- Надо даже в интервью не допускать такой возможности. Надеюсь, обеим сторонам хватит здравого смысла не переводить горячую риторику в реально горячие действия. Россия поддержала позицию Совбеза ООН по Северной Корее. Вместе с тем нами за десятилетия накоплен уникальный потенциал сотрудничества с Пхеньяном, который Россия будет использовать для разрешения этой проблемы.
- А велики ли шансы того, что примут именно наш вариант предложения по миротворцам на Украине?
- Не могу исключать. Хотя сегодня дискуссия, может, не совсем в нашу пользу. Мы предлагаем охранять специальную миссию ОБСЕ силами ооновских миротворцев в горячем районе, куда летят снаряды со стороны Киева с надписями «Детям Донбасса», а не размещать "голубые каски" на границе с Россией, как настаивает Порошенко. Мы не ведем войну с Украиной, так на минуточку, и не являемся стороной конфликта, в который требовалось бы вмешательство миротворцев.
- Американские СМИ меж тем сообщили, что Вашингтон готовит новые мини-бомбы для сдерживания России и КНДР. В качестве некоего "дипломатического арсенала"...
- Хватит уже бомб в двусторонних отношениях. Нужно не бомбами друг друга забрасывать, а садиться и вести профессиональный диалог. Надеюсь, что так и будет.
ОТ "СЕВЕРНОГО ПОТОКА-2" ЕВРОПА НЕ ОТКАЖЕТСЯ
- Многие оживлены победой ультраправых на выборах в бундестаг, которые раньше говорили, что Крым - это исконная территория России, а санкции ошибочны. Приобрели ли мы новых сторонников в Берлине?
- "Альтернатива для Германии", равно как и Национальный фронт во Франции, - это не пророссийские партии. Это прогерманские, профранцузские политические силы. Они возросли и укрепились на волне протестных настроений из-за бурного и неконтролируемого роста нелегальной миграции и преступности. Почти 13% депутатов в бундестаге – серьезная политическая сила, с которой руководству Германии отныне придется считаться.
- Они не соответствуют навешанным на них ярлыкам неонацистов?
- Нет. Неонацисты – это те, кто сегодня занимается героизацией нацистских преступлений, уравниванием понятий нацизм и коммунизм. Этому нужно жестко противостоять.
- В день выборов посол Германии в России Рюдигер фон Фрич сказал мне, что альтернативы добрым взаимоотношениям между Москвой и Берлином нет. Дипломат лукавил или признал очевидный факт?
- Нет. Считаю, что он говорил то, в чем искренне уверен, и я к этому хочу приплюсовать и свою уверенность, и моих коллег-депутатов, и деятелей гражданского общества. Альтернативы здравому смыслу нет.
- От "Северного потока-2" здравый смысл не заставит отказаться?
- Экономически он выигрышен для Европы - это очевидно. Проект обрастает разного рода домыслами, мелкими оппонентами, все хотят о себе заявить и иметь какое-то к нему отношение: кто - к продвижению, кто - к торможению. Вторым я хотел бы выразить сочувствие, поскольку "Северному потоку-2" быть!
КАК ПРОУЧИТЬ КИШИНЕВ
- Недавно нашего спецкора Дарью Асламову не пустили в Молдавию, хотя она ехала на интервью с самим президентом Игорем Додоном. Как Москва должна реагировать на очередное хамство?
- Политическая ситуация в стране такова, что, к сожалению, Игорь Додон, человек достойнейший и профессиональный, некоторыми ведомствами не руководит. Думаю, эту вывихнутую ситуацию президент Молдовы в ближайшее время успешно разрешит.
- Может, нам пока ударить экономически? По гастарбайтерам? По винам?
- Не надо бить по народу там, где виноваты некоторые руководители страны. Полагаю, этим ребятам осталось недолго занимать руководящие посты.
КАТАЛОНИЯ КАК ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА НА ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ
- Как относитесь к результатам референдума в Каталонии? В частности, газета "Таймс" и здесь возложила вину на Путина...
- Происходящее в Каталонии является отчасти следствием политики Запада в бывшей Югославии. Именно в Косово был открыт "ящик Пандоры". Реакция Евросоюза, куда намерены обратиться каталонцы в связи с нарушением прав человека во время проведения референдума, станет лакмусовой бумажкой на проявление двойных стандартов во всех отношениях. И, кстати, как вы помните, наш президент назвал каталонский референдум внутренним делом Испании. Главное, чтобы все это не переросло в очередной локальный конфликт в самом центре Европы
Леонид Слуцкий вернулся с Генассамблеи ООН: чего ждать от Вашингтона?.Евгения ГУСЕВА
"АМЕРИКАНСКИЕ ПОЛИТИКИ В БУДУЩЕМ ПРИЕДУТ В КРЫМ"
- Вы два года подряд удачно возили французских депутатов в Крым. Есть ли еще подобные планы?
- Почему нет? Депутаты и не только французские были и в Крыму, и в Сирии - в тех точках, где мы хотели показать мировому сообществу, что все не так, как преподносится. Это у нас получилось. Будем дальше сотрудничать с разными парламентариями для того, чтобы показывать миру свою правоту и объективность.
- Может, американских политиков пригласить?
- Мы приглашаем. Пока не едут. Но приедут в обозримом будущем.