http://www.vz.ru/politics/2014/3/13/676752.html
13 марта 2014, 08::51 Фото: ИТАР-ТАСС Текст: Станислав Борзяков |
Казалось, что Александра Лукашенко почти не интересует все то, что происходило в последние месяцы на Украине. По крайней мере, «повестку украинского дня», так волнующую и Россию, и Европу, и США, и даже Китай, соседи-белорусы комментировали крайне вяло. Но теперь молчание прервано: Минск поможет Москве в связи с повышением активности НАТО.
Лукашенко на пике украинского (и, в частности, крымского) кризиса и в Москве уже успел побывать, и постоянные контакты с Кремлем, по собственному признанию, поддерживает, однако всегда словоохотливый президент на заявления по поводу Майдана был крайне скуп. Разве что по случаю Дня защитников Отечества (праздник этот отмечается в РФ, Белоруссии и на Украине в один день) заявил, что «Украина должна быть целостной» и «никто не должен раздербанить эту великую страну, она нам не чужая».
И вот на заседании Совета безопасности Белоруссии Александра Григорьевича, наконец, прорвало. Причем он сам признал, что заявлений от него ждали. «Очень много сейчас в средствах массовой информации уделяется этому внимания, начиная от характеристики самой обстановки до некой попытки расшевелить Лукашенко: почему он, видите ли, молчит, почему мы не определяемся в отношении событий, прежде всего которые происходят на Украине», – заявил президент для «затравки». А после озвучил и объяснение: оказывается, Белоруссия не молчала. Министру иностранных дел было поручено донести позицию Минска до мирового сообщества, и эта позиция «остается на сегодня неизменной».
Слало быть, речь об этом заявлении Владимира Макея от 28 февраля (более четких и важных попросту не было): «Сейчас, как нам кажется, самое главное – восстановить стабильность, не допустить дальнейшего кровопролития, обеспечить функционирование соответствующих органов власти, которые должны быть легитимными. Самое важное – сохранить территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины». Министр также выразил обеспокоенность тем, что «в руки ряда лиц попало огромное количество оружия, в том числе из арсеналов МВД и вооруженных сил Украины».
Если судить по этим заявлениям, Минск поддерживает территориальную целостность Украины, что применительно к происходящему в Крыму принципиально важно. Другой не менее важный вопрос – признание легитимности установившегося на Украине режима. Тут Лукашенко выражается предельно обтекаемо, как, впрочем, и его министр. «На Украине есть политики, которые взялись решать проблемы украинского народа. Мы ни в коем случае им не мешаем. Более того, мы не прерывали никакие связи с Украиной, прежде всего экономические... Ни один бизнесмен, ни один предприниматель, ни один руководитель, который занимается внешней экономикой, не скажет, что Белоруссия занимала какую-то неприличную позицию в отношении Украины», – сказал глава белорусского государства.
Неделей раньше Макей заявил следующее: «Надо все тщательно проанализировать и с национальной, и с международно-правовой точки зрения, и с точки зрения легитимности нынешнего состава правительства. Мы не отказываемся от контактов с ними, наоборот, ряд лиц, которые входят в состав нового правительства, мы знаем и контактировали с ними и раньше. И намерены поддерживать нормальные связи и впредь». При этом пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик на прямой вопрос, признает ли Минск власть Турчинова и Яценюка легитимной, выразился в том духе, что позицию Белоруссии на этот счет уже высказал президент. Только вот президент своей позиции на этот счет не высказывал. Разве что выражал готовность работать с любым легитимным правительством в Киеве. Однако правительство, что формально легитимно, сейчас находится не в Киеве. Проблема.
Попытку усидеть на двух стульях Лукашенко предпринимает не впервой, причем в кризисной ситуации 2008 года у него это, можно сказать, получилось. С первого дня боевых действий на территории Южной Осетии Москва находилась под мощным международным прессингом, голоса в ее поддержку подали единицы. Среди этих единиц был теперь уже бывший президент Чехии Вацлав Клаус, все еще действующий премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган, покойный лидер Венесуэлы Уго Чавес, но Лукашенко в их ряду не было. Первым не выдержали нервы у посла России в Белоруссии, потом на странное молчание Минска обратила внимание и Смоленская площадь. В конце концов Лукашенко действия России поддержал, но признать вслед за Москвой независимость Абхазии и Южной Осетии отказался, хотя на тот момент для России это казалось критичным. Были экивоки, расплывчатые заявления, ссылки на парламент (который, в свою очередь, ссылался на Лукашенко), и лишь относительно недавно президент признался честно: Москва об этом просила, но за признанием со стороны Минска могли последовать экономические санкции Запада, а состояние национальной экономики для Лукашенко важнее.
К слову, примерно в то же время отношения Минска с Западом неожиданно потеплели, Белоруссия даже получила экономическую помощь от МВФ в размере 3,5 млрд долларов.
Формально от союзнических обязательств перед РФ президент Белоруссии не отказывается и сейчас, более того, подчеркивает их важность. По итогам все того же заседания Совбеза стало известно, что «Белоруссия адекватно отреагирует на усиление сил НАТО вблизи белорусских границ», а именно – предложит РФ разместить у себя дополнительно до 15 самолетов. «Пускай работают, патрулируют», – сказал Лукашенко, напомнив, что из Италии в страны Балтии уже переброшены полтора десятка самолетов Североатлантического альянса. Также глава государства пообещал, что будет защищать интересы Белоруссии и действовать в строгом соответствии «с договорами, в том числе в соответствии с договором о строительстве Союзного государства, где у нас есть прямые обязательства, как и у России».
#{ussr}Подытожим. На словах Лукашенко верен обязательствам перед Россией и предоставляет территорию для ее самолетов, но критически важной эта помощь для России сейчас не является. Из логики его заявлений также следует, что Минск выступает за территориальную целостность Украины. При этом легитимность нового правительства в Киеве руководство Белоруссии признавать не спешит, но готово с ним сотрудничать, чтобы не растерять экономические связи.
Лукашенко вряд ли лукавит, когда подчеркивает, что в своих действиях исходит исключительно из национальных интересов Белоруссии. По крайней мере, его неоднозначное поведение это и впрямь подтверждает.
Украина – третий по важности торговый партнер Белоруссии после России и ЕС. Торговый оборот между странами составляет более 6 млрд долларов, причем Минск в два раза больше экспортирует на Украину, чем импортирует из нее. Поэтому с признанием легитимности Турчинова и Ко Лукашенко повременить может, а вот обрушиваться на новые власти и обеспечивший им победу Майдан с резкой критикой будет вряд ли – экономическое сотрудничество дороже, а торговать с Януковичем белорусам уже не придется. Лукашенко сам заявлял: если «эти» (то есть представители Майдана) придут к власти, то «это надолго».
Кстати, не случайно в происходящем на Украине Лукашенко обвиняет именно Януковича, более конкретно – коррупцию. «Прекрасная страна с прекрасным народом, и вот этот бардак с так называемым рынком, где кланы поделили страну, – вот к чему это приводит. Как только дети президента начинают заниматься бизнесом – жди беды. Как только у жен и любовниц появляются короны на голове – жди беды», – заявлял он недавно. Тезис был продублирован и на Совбезе: «А главную причину мы все знаем: это страшный развал экономики, это коррупция, которая привела к развалу власти». Напомним, кстати, что на коррупцию как на первопричину политического кризиса на Украине указывал и Владимир Путин.
В том же, что касается возможного отделения Крыма от Украины (и возможного присоединения полуострова к России), позиция официального Минска вряд ли будет принципиально отличаться от ситуации с Абхазией и Южной Осетией. Но тут есть еще один важный нюанс: Белоруссия, как и Россия, входит в ОДКБ. Нападение на страну – участницу ОДКБ, по аналогии с НАТО, считается нападением на весь блок. То есть если Крым станет частью России и на Крым будет совершено нападение со стороны украинской армии или правых радикалов, белорусам придется вмешаться в ситуацию, а делать это им совсем не хочется. При этом у России и Белоруссии имеется, например, единая группировка сухопутных войск – все-таки Союзное государство.
Что же касается НАТО, то высказывать свои претензии к альянсу (да и к Западу вообще) Лукашенко не впервой. В том числе по поводу событий на Украине. Ранее он уже обвинял Запад в том, что кризис в соседней республике был им фактически спровоцирован. Причем отдельно были упомянуты поляки (они, по словам Лукашенко, «были сильно подвязаны и чуть ли не примеряли программу за то, что Украину привели в Европу»), было высказано опасение, что Украина может стать «ареной разборок между Западом и Востоком».
У Лукашенко с поляками вообще сложные отношения, в частности, Варшаву обоснованно подозревают в попытках давления на Минск и «раскачивания лодки» через взаимодействие с польской диаспорой Белоруссии. При этом собственного Майдана глава белорусского государства не опасается, заявляя, что в стране «нет фундаментальных, концептуальных причин для подобных революций». Судя по контексту, Лукашенко понимает под этим разгул коррупции и крах экономики, но можно также добавить, что в Белоруссии крайне мало националистов – движущей силы Майдана. Их Лукашенко уже 20 лет считает главными врагами своей власти, что имело для националистов исчерпывающие последствия.
В сухом остатке можно констатировать, что ситуация, когда Лукашенко России вроде бы союзник, а на деле – не до конца, ибо своим кошельком интересуется больше, рискует повториться. Но из дипломатического конфликта 2008 года Москва, судя по всему, вынесла важный урок: рассчитывать надо в основном на себя, а с Минском если и торговаться, то максимально непублично. Ибо публично – себе дороже.
Текст: Станислав Борзяков