Лукашенко требует от России нефть в обмен на тягачи

22.04.2016 07:45

 

 
     21 апреля 2016, 21::35
Фото: Марина Лысцева/ТАСС 
Текст: Ольга Самофалова

Президент Белоруссии сделал неожиданный торговый ход: продажу России завода колесных тягачей он увязал с получением в ответ нефтяного месторождения. «И критиковать нас за это не надо», – добавил он. И хотя эти тягачи крайне важны – на них, например, базируются баллистические ракеты «Тополь», у России, похоже, уже есть собственные альтернативы.

Белоруссия готова пойти навстречу России и продать Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), заявил президент страны Александр Лукашенко. Однако взамен он попросил ни много ни мало – нефтяное месторождение для добычи 10 млн тонн нефти. Это половина от 22 млн тонн, которые сегодня Белоруссия ежегодно закупает у России по льготной цене.

«Ведь мы много в советские времена сделали у вас (на территории РСФСР). Знаете Лангепас, другие места, где мы строили, добывали нефть в России, как в родной стране», – добавил Лукашенко. Белоруссия строит отношения прагматично, «и критиковать нас за это не надо», добавил он.

Судя по всему, это был ответ белорусского батьки на недавнее заявление российского премьер-министра Дмитрия Медведева о переносе производства автомобильных шасси с МЗКТ на КамАЗ, так как Белоруссия отказалась продавать это предприятие России.

Лукашенко, судя по всему, и сам понимает абсурдность выставляемой цены за свой завод, а также что никто ему нефтяное месторождение не продаст. Россия такое не практикует по понятным причинам. «Давайте договоримся: вы нам помогаете в этом плане, мы вам идем навстречу в этом (в продаже МЗКТ). Почему нет ответа? Догадайтесь сами», – сказал глава белорусского государства.

Интерес России к этому заводу сложно переоценить. Минский завод колесных тягачей поставляет для российской «оборонки» шасси для ракетных комплексов «Искандер», реактивных систем залпового огня «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо» всех модификаций, для зенитно-ракетных комплексов противовоздушной обороны «Тор» и «Бук», систем ПВО С-300 и С-400. На автошасси МЗКТ базируются также мобильные ракетные комплексы «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж». По разным данным, 60–90% продукции МЗКТ зависят от оборонного госзаказа РФ.

Однако последний раз продажа России минского завода гласно обсуждалась в 2011 году. Но тогда Минск отказал Москве в продаже контрольного пакета МЗКТ. Ведутся ли сейчас переговоры о продаже, официально не сообщается. Но периодические всплески информационной активности вокруг этого вопроса позволяют говорить, что переговорные процессы все же идут, считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

В этом случае подобные заявления с обеих сторон могут быть элементом торга. Лукашенко всегда активно защищает свои активы, громко заявляя, что никогда не продаст за гроши (ровно то же было при продаже, например, белорусской ГТС, которая в итоге все равно досталась Газпрому). Россия же пытается сбить спесь с соседа, напоминая, что у нее уже имеются собственные аналоги белорусских шасси, и несговорчивость Минска ни к чему хорошему для завода не приведет.

В самом Минске скептически относятся к тому, что Россия вроде как разработала собственные тягачи и шасси и сможет обойтись без белорусских. Мол, в 2011 году такие разговоры тоже велись, но Москва по-прежнему закупает технику на минском заводе. Кроме того, белорусская техника дешевле и в ее разработку не требуется вкладывать огромные средства.

Однако за пять лет Россия вполне могла создать приличные аналоги. Известно, что РФ начала работы по замене колесных платформ МЗКТ еще в 2010 году. Причем неофициально военные говорили, что отечественные шасси лучше отвечают требованиям Ракетных войск стратегического назначения. Российские платформы превосходят продукцию Минского завода по грузоподъемности и проходимости. Так, у «белорусов» грузоподъемность 80 т, а у российских – более 85 т. Скорость по пересеченной местности – 35–40 км/ч против 30 км/ч у «белорусов». Глубина преодолеваемого брода 1,5 м, у «минчан» – 1,1 м.

Россия создает три типа машин: 16-осный тягач грузоподъемностью более 85 т станет платформой основной пусковой установки; 12-осный тягач грузоподъемностью более 50 т планируется использовать как передвижное общежитие личного состава, узел связи, командный пункт, штаб, пункт обеспечения боевого дежурства. Третий грузовик семейства – это седельный тягач с колесной формулой восемь на восемь без кузова и с одним узлом крепления для прицепа. На прицепе он способен перевозить груз массой 90–165 т.

Информация о тягачах засекречена. Однако в прошлом году в публичное пространство стали просачиваться фотографии и даже видео российских новинок – прямых конкурентов белорусской продукции, произведенных заводом КамАЗ. Сообщалось, что на форуме «Армия-2015» состоялась закрытая презентация всех трех опытных образцов вышеупомянутого семейства.

Аналоги белорусских тягачей разрабатывают не только на КамАЗе, но и на Брянском автомобильном заводе. В марте этого года концерн «Алмаз – Антей» – производитель зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф» – заявил, что готов полностью отказаться от закупки продукции Минского завода колесных тягачей в пользу аналогичной техники Брянского автозавода. Сообщалось, что тягач БАЗ-6909 с колесной формулой восемь на восемь выбран основным для размещения элементов комплекса С-400 на колесном шасси, а в перспективе и С-500 «Прометей». В «Алмазе – Антее» жаловались, что минчане требуют стопроцентной предоплаты, при этом не гарантируют сроков исполнения заказа.

Таким образом, Россия, судя по всему, если не в этом году, то вскоре действительно может обойтись без белорусских тягачей. Тогда зачем Москве по-прежнему вести переговоры о покупке минского завода? Причины на самом деле имеются.

«Если реально оценивать ситуацию, то сейчас МЗКТ способен полностью закрыть потребность российского ВПК в колесных платформах для тяжелого вооружения. Тогда как российские компании могут предложить аналоги лишь для отдельных видов вооружения», – говорит Иван Андриевский. По его словам, Россия может создать полный аналог продукции Минского завода колесных тягачей, но при условии хорошего финансирования и года через три–четыре.

«При этом научный потенциал, накопленный на базе МЗКТ, разработки заместить будет уже не так просто – придется как минимум «перекупать» белорусских специалистов. К тому же в таких проектах всегда присутствуют риски: продукция МЗКТ уже проверена, а как будут вести российские аналоги – непредсказуемо. Также стоит реально оценивать и финансовые возможности РФ, которые сейчас значительно снизились», – объясняет Андриевский.

Поэтому интерес России к МЗКТ вполне очевиден. Но и для белорусского завода интеграция с Россией не менее важна, ибо в противном случае ему уготована печальная участь. «Российский рынок для МЗКТ является ключевым – появление на нем российских аналогов приведет завод к упадку. Также нужны инвестиции в дальнейшее развитие предприятия, которые может дать РФ. Выход же МЗКТ на европейские или другие рынки проблематичен», – говорит Андриевский. 

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко не исключает, что все эти заявления вокруг МКЗТ могут быть предметом торга между странами. Однако он считает, что Россия сегодня как никогда готова отказаться от белорусских тягачей.

«Стратегия импортозамещения касается не только западной и украинской техники, то есть изделий тех стран, которые ввели санкций против России. Это глобальный концепт. Россия, обжегшись на Украине и Европе, ставит перед собой задачу импортозамещать по всему спектру», – говорит эксперт. «После 2014 года все в корне поменялось. Мы сейчас живем в совершенно другой ситуации – внешнеполитической, технологической, экономической. То, что было в 2011 году, сейчас не имеет никакого значения», – говорит Макиенко.

Тем более что от Белоруссии, несмотря на то, что она является ближайшим союзником РФ и входит в Евразийский экономический союз, можно ожидать чего угодно. «Александр Григорьевич (Лукашенко) ведет себя не по-союзнически. Это такой же союзник, каким был Николай Чаушеску (президент Румынии) при Советском Союзе. Уроки Россия усвоила, поэтому импортозамещение касается в том числе и белорусской продукции», – считает Макиенко.

«Лукашенко же может продавать свой МЗКТ кому угодно. Но кому этот завод на самом деле нужен? Китайцы сами могут все сделать, зачем им развивать белорусское? России же этот завод не интересен. Мы готовы полностью отказаться от белорусской продукции. Альтернативы, по крайней мере для стратегических систем, у нас либо готовы, либо вот-вот будут готовы», – говорит военный эксперт.

В последнее время Лукашенко действительно заигрывает с Западом. Буквально в конце марта этого года в Белоруссию приезжал помощник министра обороны США по вопросам России, Украины и Евразии Майкл Карпентер, который провел переговоры с министром обороны Белоруссии Андреем Равковым по теме активного сближения двух стран. До этого директор национальной разведки США Джеймс Клэппер говорил о намерении США «пришвартовать» белорусский режим к Западу.

 

Текст: Ольга Самофалова

Партнеры