Минфин считает целесообразным увеличить налоговую нагрузку на "роскошное потребление"

10.02.2017 09:15

Роскошное потребление

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Минфин считает целесообразным увеличить налоговую нагрузку на "роскошное потребление" и потребление вредных продуктов. Об этом недавно заявил министр финансов Антон Силуанов. "Необходимо, - сказал он, - снижать нагрузку на труд. Если мы снижаем нагрузку на труд, то при сохранении общего вида налогообложения, мы считаем, можно несколько изменить налогообложение косвенное - косвенное именно на потребление. Здесь возможно "роскошное потребление", которое осуществляется далеко не всеми гражданами и не всеми потребителями с одной стороны, и, как предлагали, увеличить нагрузку на потребление вредных продуктов, которые до сих пор продаются и имеют единый уровень налогообложения". По словам Силуанова, совокупный уровень налоговой нагрузки в 32 процента ВВП достаточен для обеспечения сбалансированности бюджета. "У нас сейчас примерно уровень налоговой нагрузки, если мы возьмем все объемы перераспределения через бюджетную и квазибюджетную систему, через государственные внебюджетные фонды, при цене нефти 40 долларов за баррель - 32 процента ВВП. Если смотреть на перспективу, я могу сказать, что нам достаточно этого объема доходов, перераспределения для того, чтобы выполнить все наши расходные обязательства", - сказал глава минфина. Он подчеркнул, что налоговую систему РФ необходимо "поднастроить" таким образом, чтобы стимулировать выход из тени тех, кто еще уклоняется от налогов. Также, по словам Силуанова, минфин заинтересован в снижении налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков.

До 2018 года в России действует своего рода мораторий на повышение налогов. В наступившем году состоится дискуссия по налоговой системе, анонсированная главой государства. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, до весны 2018 года надо определить возможность корректировки на следующий политический цикл. Шувалов сообщил, что в ходе дискуссии будут выдвигаться самые разные идеи, но это не означает, что все они будут приняты.

Дискуссия о налоге на роскошь идет, собственно, уже несколько лет (повысить тариф на элитную недвижимость и дорогие автомобили предполагалось с первой половины 2013 года). Что следует считать роскошью, а что - нет? Какой размер налога на роскошь был бы оптимальным, а какой чрезмерным? По кому ударит этот налог, а кого пощадит?

Минфин считает целесообразным увеличить налоговую нагрузку на "роскошное потребление"

"Налогом на роскошь будут облагаться дорогие дома и машины, - разъяснял весной 2013 года министр финансов. - Налог на роскошь с автомобилей мы будем взимать, скорее всего, через транспортный налог, через повышенное количество лошадиных сил. Можно сделать повышенный коэффициент с автомобилей, у которых большой объем двигателя и, соответственно, лошадиных сил". А налог на недвижимость, по словам министра, будет взиматься исходя из рыночной стоимости жилья. Малоимущие от этого не пострадают: "Возможно, будет установлена льгота для малоимущих граждан, которые уже давно имеют в собственности большие квартиры. Нужно будет подумать, как это сделать".

Для узкой прослойки российского общества налог на роскошь - тема болезненная. До сих пор предполагалось, что налогом на роскошь размером в 1 процент будет облагаться недвижимость физических лиц, кадастровая стоимость которой превышает 300 миллионов рублей. Что касается "роскошных" средств передвижения, таковыми предлагалось считать легковые автомобили мощностью свыше 410 л.с. Транспортный налог на них составил бы 300 рублей за 1 л.с. Звучало и другое предложение - оценивать "роскошность" авто не по его мощности, а по розничной цене, которая должна начинаться от 5-6 миллионов рублей. Но много ли в России таких автомобилей и сколь весомы окажутся поступления в бюджет, если все Lexus LS 600h L Exclusive 5 2-5 (средняя цена - 6,5 миллиона рублей) и Ferrari 458 Italia (средняя цена - 12,3 миллиона) обложить налогом на роскошь?

Как бы то ни было, доходы российской элиты таковы, что намерение властей обложить данью яхты, катера, самолеты, драгметаллы находит благодарный отклик у тех, кому меньше повезло в жизни. Хотя экономический кризис несколько сблизил богатых и бедных. По данным Росстата, денежная дистанция между десятью процентами самых малоимущих и десятью процентами самых обеспеченных имеет тенденцию к сокращению. Но это не бедные стали богаче, это богатые стали чуть-чуть беднее.

Для узкой прослойки российского общества налог на роскошь - тема болезненная

По официальной статистике, 5 миллионов человек живут сегодня в России за порогом бедности (т.е. с доходами ниже прожиточного минимума). Почти 40 процентов россиян называют себя бедными людьми. Дело усугубляется тем, что наряду с появлением новых российских персонажей в списке журнала "Форбс" идет воспроизводство бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности. Растет число трудоспособных людей, не желающих работать. Они стремятся стать получателями социальной помощи, уповают на государство, полагаются только на власть.

При этом происходит и усиление социального неравенства. Богатые получают существенно большую часть прироста национального дохода, чем бедные. Разрыв доходов между бедными и богатыми сегодня достиг 40-кратной величины. Что ненормально. Международная практика показывает, что наилучшее самочувствие общество имеет, когда различие в доходах между 10 процентами самых богатых и 10 процентами самых бедных - от 5 до 8 раз. Если эта цифра увеличивается, у людей возникает ощущение несправедливости в распределении доходов, что ведет к росту социальной напряженности. Неравенство есть во всех странах. Где-то оно более, где-то менее ощутимо. Абсолютной справедливости здесь нет и быть не может. По тому, как разнятся в доходах граждане, не бывает справедливой Америки. Или справедливой Италии. Справедливая Россия в этом смысле тоже существует лишь в кавычках - как название партии.

Партнеры