Минин и Пожарский не дали построить Польшу от Балтики до Тихого океана

04.11.2017 11:00

 

4 ноября Россия отмечает День народного единства. 405 лет назад ополченцы во главе с Мининым и Пожарским освободили Москву от захвативших ее поляков
 
Фото: Heritage Images/Getty ImagesФото: Heritage Images/Getty Images
Изменить размер текста:

Однако в России не держат зла на Варшаву, хотя там, наоборот, процветает откровенная русофобия. Почему? Об этом мы спросили историка и публициста Армена ГАСПАРЯНА, который как раз сейчас пишет книгу о непростых отношениях России и Польши.

ПРИШЛИ ВСЕ ТАКИЕ В ПЕРЬЯХ...

 
 
Реклама 14

- Как сами поляки относятся к тому, что Россия отмечает День народного единства в дату освобождения страны от поляков?

- Ну им, конечно, все это не нравится. Это противоречит их собственной национальной идее: великая Польша - от моря до моря. Они продолжают видеть себя громадной восточно-европейской империей, какую пытались построить 400 лет назад. И им неприятно, что в итоге их вторжения в Россию пробудился русский дух, зародилось народное ополчение. После чего величие их империи - Речи Посполитой начало рассыпаться. Многие поляки говорят, что история их неприязни к России как раз и зародилась в XVII веке. Вот пришли они в Москву все такие в перьях (это было частью амуниции польской кавалерии), а их не оценили, изгнали. Обидно, да.

- Как историю интервенции в Россию преподают польским школьникам?

- В том духе, что нужно было вторгаться в Россию, чтобы создать могущественную Польшу. Даже не стесняются. И детей учат на имперских замашках. Для них Россия и тогда, и сейчас - это азиатская орда, в которой нет ничего человеческого.

- А если бы не Минин и Пожарский? Кое-кто считает, что Россия тогда стала бы частью Запада и сейчас входила бы в Евросоюз. Другие - что просто Польша была бы не от моря до моря, а от Балтики до Тихого океана?

- Не думаю, что поляки сделали бы Россию частью Евросоюза. Не питайте розовых иллюзий. Поймите: в Средние века (как и сейчас) никто в Европе не воспринимал Россию, как равного парт­нера. Там уверены, что русскому народу несправедливо достались огромные территории, запасы природных богатств. И хорошо бы их переделить. Польша огнем и мечом насаждала бы здесь свою культуру, католичество, что рано или поздно привело бы к восстанию. Если бы не было Минина и Пожарского, пришли бы другие люди. Это показывает история - русский народ также сопротивлялся нашествиям и Наполеона, и Гитлера.

ВАРШАВА МЕЧТАЛА С ГИТЛЕРОМ БРАТЬ МОСКВУ

- Сегодня Варшава предъявляет России счеты за то, что в 1939 году Гитлер и Сталин поделили Польшу...

- Стоп-стоп. Не надо все сваливать в одну кастрюлю - иначе никому не поздоровится. Есть же факты. Гитлер напал на Польшу в 1939-м? Да. И поляки с немцами воевали? Тоже да. А Сталин с Польшей воевал? Нет! СССР просто вошел на свои бывшие территории Западной Украины и Белоруссии, чтобы они не достались Германии. Без единого боя. Это факт. Точно такой же, как и переговоры, которые Варшава вела с Берлином о совместной войне с Москвой. И поляки очень удивились, почему же немцы напали на них. Ведь они до этого так замечательно с Гитлером напали на Чехию и поделили ее. И также мечтали поделить Россию.

- СССР освободил Польшу от Гитлера, положив жизни 600 тысяч солдат. А Сталин прирезал Польше почти треть Германии. Но вместо благодарности поляки сносят памятники нашим воинам.

- Это и есть русофобия, которая сегодня в Польше перекрывает все остальное. Официально поляки оправдывают это тем, что «всего лишь» приравняли нацизм и коммунизм. Выходит, они ставят в один ряд нацистские концлагеря и невиданные для послевоенного времени темпы развития своей экономики, которые они получили благодаря помощи СССР. Поляки сами говорили, что Варшава состоит из ленинградского цемента и бетона. А теперь - избавляются от наследия наших дедов, чьими костями усеяна вся Польша.

- Есть ли от русофобии лекарство?

 

- Есть прививка, которую поляки получали время от времени. Например, знаменитый рейд генерала Михаила Муравьева, который подавил восстание поляков 1863 - 1864 годов. Этот Муравьев был дядей Муравьева-Апостола - декабриста, приговоренного к смертной казни. Но любил для острастки говорить: «Я не из Муравьевых, кого вешают, а из тех, кто сам вешает». Когда он вошел в Варшаву, приказал расстреливать всех, кого увидит с оружием. В итоге поляки даже поставили ему памятник.

- На российских ток-шоу много приглашенных поляков, которым позволяют в эфире оскорблять нашу страну. Говорят, им за это еще и платят гонорары...

- Мне тоже такое видеть неприятно. Но с другой стороны, наверное, выступления этих людей полезны. Благодаря их потоку бреда мы избавляемся от мифов вокруг Польши или Украины. Многие ведь до сих пор думают, что Варшава - наш старый друг по соцлагерю. А тут - их подлинная суть. Гротескная, но точно повторяющая пропаганду и Варшавы, и Киева.

В 1926 году в Варшаве взорвали православный собор Александра Невского. Не ради борьбы с Богом. А в угаре русофобии. Фото: Heritage Images/Getty Images, Swiatowid

В 1926 году в Варшаве взорвали православный собор Александра Невского. Не ради борьбы с Богом. А в угаре русофобии. Фото: Heritage Images/Getty Images, Swiatowid

СВЯЩЕННИКОВ РУБИЛИ ТОПОРАМИ

- Сегодня Польша поддерживает антироссийскую власть в Киеве. А сама мечтает забрать Львов, да и Вильнюс...

- Поляки не случайно на новых паспортах изобразили все эти земли, как часть своих. И в Польше до сих пор не отказались от плана «Прометей» маршала Пилсудского, по которому Россия должна распасться на сотню мелких княжеств под контролем Варшавы. Если Украина треснет по швам, Львов тут же заберет Польша. И Запад не будет возмущаться. Там скажут, что раньше эти земли у Польши отняли кровавые большевики, а теперь справедливость восторжествовала.

- Почему в итоге Россия стала великой державой, а не Польша?

- Присоединяя новые земли, Россия не уничтожала национальную культуру. А Польша насильственно переводила всех в свою веру. Есть пример столетней давности. Русских, проживавших в Польше, под конвоем и бой барабанов гнали в католические храмы. Женщины плакали, мужчин били прикладами. Многие священники православные, причисленные к лику святых, были зарублены топорами. В 1926 году православный собор Александра Невского в Варшаве стерли с лица земли. Понадобилось 1480 взрывов, чтобы его уничтожить.

- Как вы думаете, может ли наступить примирение между Россией и Польшей?

- Пока Польша к этому не готова. Поляки хотят, чтобы русские платили и каялись. А себя считают святыми. У русских злобы к полякам нет, но все ходы в истории записаны. Когда в Польше придет нормальная власть, не русофобская, можно искать точки соприкосновения. Но не сейчас, когда в Польше бульдозерами сносят памятники нашим солдатам-освободителям.

Рис. Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис. Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

А что отмечать-то будем?

Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы:

- День Казанской иконы Божьей Матери. Это день подлинного единства. В субботу отслужу в церкви. После улечу в Ростов, а оттуда - в Горловку. На передовой для бойцов устрою праздник. Накуплю свинины, курицы и кваса. Будем жарить шашлык. И чтобы его запах дошел до окопов укропов. И там захлебнутся слюной.

Роман ЗОЛОТОТРУБОВ, лидер группы «Rомантики»:

- Помню, как в детстве мы ходили на демонстрации с шариками, было ощущение подъема и единения. А сейчас новый праздник воспринимается просто как лишний выходной и повод для нашего концерта.

Александр ЗАПОЛЬСКИС, политолог:

- Кто такие поляки - мы знаем, но вот Смутное время - это что-то из очень далекой истории. Пока искусственность праздника слишком очевидна. Но столь же важна и его необходимость. Сильный народ невозможен без гражданского сплочения, а оно недостижимо без преодоления расколов в оценке прошлого своей страны.

Вячеслав ЕМЕЛЬЯНОВ, дизайнер-директор творческой студии:

- Это ностальгия - по временам, когда люди общались без гаджетов. Пусть советская эпоха в прошлом, но нам сегодня не хватает теплоты общения. Надеюсь, новый праздник поможет всем стать более открытыми.

Владимир БУЛГАКОВ, внучатый племянник писателя Михаила Булгакова:

- 4 ноября - праздник молодой, я к нему не привык. Мы - родом из СССР, потому и ноябрьские выходные ассоциируются у нас с «красным днем календаря».

Алексей ЖИВОВ, глава Русского гражданского общества:

- Для меня 4 ноября - один из главных праздников в году. Я называю его Днем русской нации. Для меня этот день связан с русским движением и моим собственным гражданским самовосприятием. После Рождества, Пасхи и Масленицы - это, наверное, главный праздник и один из самых любимых. Тут и христианская самоидентичность, и верность древнему русскому корню.

Александр ДЮКОВ, историк:

Партнеры