«Следующий̆ год, как ожидается, будет достаточно сложным с точки зрения адаптации к принятым решениям в области бюджетно-налоговой политики», — предупредили в Минэкономразвития. По оценкам ведомства, в 2019 году из-за роста НДС инфляция может ускориться до 4,3% (с нынешних 2,5)%, тогда как ВВП вырастет всего на 1,4%, а рост реальных зарплат составит менее 1%. Ранее Минфин оценивал возможную инфляцию из-за повышения НДС в 2019 году в 4,5% — то есть прямо пропорционально росту налога. На 2 процентных пункта вырастет НДС и на столько же, по версии Минфина, инфляция.
Итак, само правительство обещает нам ускорение роста цен и замедление роста доходов, которые постоянно падали с ноября 2014 по конец 2017-го и до сих пор не восстановились до уровня хотя бы пятилетней давности. Более того, нам обещают замедление и без того небольшого экономического роста. Хотя в том же самом майском указе президента, ради исполнения которого повышают НДС и пенсионный возраст, предписано увеличить рост экономики страны до темпов выше среднемировых. Но пока, по прогнозам Минэкономразвития, мы в 2019 году только усилим свое отставание. Сейчас российская экономика растет (по самым оптимистическим оценкам) на 1,8%, тогда как мировая — вдвое быстрее.
Правда, Минэкономразвития вроде как обещает, что в 2021 году наша экономика вырастет на 3,1%. Но даже и в таком случае наши темпы роста приблизятся к мировым, только если те начнут существенно падать.
Не менее пессимистические прогнозы на экономический рост дают в своем докладе эксперты вполне лояльного власти РАНХиГС при президенте. По их оценкам, повышение НДС приведет к снижению темпов роста потребления, инвестиций и импорта: темпы роста экономики замедлятся в 2019 году на 0,2–0,35 п.п., инвестиций – на 0,4–0,7 п.п., импорта – на 0,35–0,45 п.п., а инфляция увеличится на 0,9–1,5 п.п.
Пока получается парадокс. Повысить налог понадобилось для финансирования нового майского указа президента. Это обеспечит бюджет дополнительными 600 млрд руб. ежегодно, говорил первый вице-премьер Антон Силуанов. А чистый эффект для бюджетной системы от повышения НДС составит около 2 трлн рублей, рассказывали чиновники. Но, с другой стороны, эта мера, по крайней в мере в горизонте ближайших двух лет, по оценкам самого правительства, будет прямо работать против другой важнейшей задачи майского указа президента — повышения темпов экономического роста.
Причем, это негативно скажется на двух главных «китах» возможного роста экономики — потреблении и инвестициях.
Эксперты РАНХиГС считают, что вместо повышения НДС для поиска дополнительных денег на развитие лучше было бы повысить эффективность госзакупок или снизить уровень коррупции.
Но пока борьба с коррупцией в России получалась даже хуже, чем пенсионная или любая другая реформа.
В принципе в том, что за рывок в развитии страны и за структурные реформы в экономике люди всегда и в любой стране платят определенную цену, нет ничего удивительного. Это только кажется, что деньги берутся из воздуха и печатный станок может напечатать их сколько угодно. Они должны иметь конкретное материальное обеспечение — иначе станут просто бумажками.
Проблема в том, что до сих пор наше правительство как-то не убедило народ в своей способности доводить до успешного результата какие-бы то ни было глобальные реформы. Да, мы научились готовиться и хорошо проводить крупнейшие мировые спортивные соревнования. Да, Банк России сумел с помощью отказа от регулирования курса рубля и упразднения валютного коридора относительно стабилизировать национальную валюту. Он же сделал то, во что никто не верил — добился достижения инфляции в 4% годовых и даже существенно ниже. Правда, главной причиной этого успеха стало затяжное падение доходов населения, а вслед за этим — и потребления.
Но теперь инфляция опять начнет разгоняться (это признает само правительство), а стабилизация рубля пока все равно не привела к существенному ускорению экономического роста: желание активно инвестировать в нашу экономику не появилось ни у отечественных, ни у зарубежных инвесторов. Этому мешают сохраняющаяся санкционная война и неопределенность вокруг отношений России с ключевыми мировым экономическими державами.
Россияне не просто привыкли платить гигантскую цену как за объявленные государством реформы, так и за их отсутствие. Мы в общем-то привыкли и к тому, что заявленные цели этих реформ не достигаются. А светлое будущее постоянно откладывается на неопределенный срок.
Более того, часто светлым оказывается задним числом прошлое — на фоне мрачного настоящего.
Чтобы запустить по-настоящему устойчивый экономический рост, да еще и хотя бы на уровне мирового, правительству по-любому предстоит убедить инвесторов, что Россия — подходящее место для вложения капитала. А граждан — что они могут относительно спокойно потреблять, не опасаясь внезапного разорения и «геополитических» или экономических (вроде теперь уже по сути бессрочного замораживания пенсионных накоплений) сюрпризов от самого государства.
Не так трудно платить некоторую цену за реформы, если ты точно знаешь, как именно будут потрачены повышенные налоги. Если государство отвечает за свои обещания. Если люди видят, что дополнительные доходы бюджета идут на новые дороги, школы и больницы, на создание новых рабочих мест, в том числе для «несостоявшихся» пенсионеров, а не на личное обогащение тех, кто по роду службы или личным связям оказался неподалеку от бюджетной кормушки.
2024 год — не так далеко, как кажется. Люди смогут проверить на своих кошельках и на собственной жизни, как правительство исполнило президентский указ. Технологический, социальный и экономический рывок нужен России только для того, чтобы россияне стали жить лучше. Как и повышение пенсионного возраста (в контексте массы других реформ) имеет хоть какой-то смысл лично для вас, только если вы доживете до пенсии.