Россияне все острее ощущают на себе дыхание кризиса. Они отказываются от путешествий, особенно за границу, экономят на всем и все сильнее опасаются проблем с работой.
Вопросы задаются как общего плана ("на чем экономить в кризис"), так и вполне конкретные - "как экономить на продуктах", "как сэкономить на памперсах", "как сделать кондиционер для волос в домашних условиях и сэкономить деньги", "как сэкономить на кредитных картах", "на чем можно сэкономить на свадьбе", "как сэкономить на чистящих средствах". Наиболее часто пользователи ищут, как экономить на электроэнергии, бензине и еде. Но также есть запросы про ОСАГО, одежду, косметику, оптимизацию расходов на ведение бизнеса.
Одновременно россияне стали активнее пользоваться мобильными приложениями, помогающими сберегать средства. Например, в январе у "Яндекса" вышло приложение, который показывает движение общественного транспорта в Москве. И оно становится очень популярным – те люди, которые раньше брали такси и ездили на личном автомобиле, начинают пользоваться приложением и смотреть, как им проехать общественным транспортом, рассказал изданию медиаэксперт Аскар Туганбаев.
С другой стороны, по мнению Светланы Штукаревой, председателя координационного совета Профессиональной гильдии психологов, многочисленные кризисы научили россиян не слишком усердствовать в экономии. Молодежи вообще не близка идея откладывать что-то на завтрашний день, они хотят взять от жизни по максимуму, и сегодня. Люди старшего поколения и рады бы делать сбережения, но опасаются их потерять, как это уже неоднократно случалось в современной истории страны.
Можно согласиться с тем, что экономия в России – это не столько средство для накопления денег, сколько способ уложится в старый бюджет при новой реальности. То есть, когда денег просто начинает не хватать на все те блага, которые были доступны ранее, или даже банально на еду, волей-неволей приходится в чем-то себя урезать. Большинство россиян и в сытые времена сбережений не имели, остальные зачастую начинают их тратить при первых признаках ухудшения экономической ситуации, исходя из принципа, что эти средства все равно сожрет инфляция или очередная реформа.
Растущее стремление россияне к экономии чувствуют и торговые сети. По данным РБК , в предпраздничные недели февраля и марта посещаемость магазинов несколько увеличилась по сравнению с обычными будними неделями, но все равно в среднем оказалась ниже прошлогодних показателей. В денежном выражении продажи остались на прежнем уровне и у кого-то даже слегка подросли, но лишь благодаря обвалу рубля. То есть, денег покупатели тратили столько же, сколько и год назад, но товаров при этом приобретали меньше.
Традиционно в первых рядах под секвестр попадают расходы на путешествия. В 2015 г. более четверти россиян планируют снизить туристические траты, в среднем на 12% по сравнению с 2014 годом, показали результаты глобального исследования сайта TripAdvisor. И главная причина – финансовые обстоятельства, сообщает"Финмаркет".
Если в 2013 г. россияне потратили на путешествия в среднем 213,6 тыс. рублей, в 2014 г. эта сумма упала до 204,8 тыс. рублей, то в этом году среднестатистический российский турист планирует уложиться в 180 тыс. рублей. При этом 44% россиян, планирующих экономить, заявили, что отправятся в менее дорогие страны, четверть респондентов ответили, что в этом году их выбор падет на страну с более выгодным обменным курсом. В целом россияне планируют совершить на 9% меньше поездок за границу, чем годом ранее. Из всех запланированных путешествий 51% будет по своей стране.
Сдерживают "шопинг"-настроения россиян и опасения по поводу проблем с работой. По данным опроса Левада-Центра , каждый четвертый россиянин допускает возникновение задержек с заработной платой в ближайшие недели или месяцы, а 9% уже столкнулись с этим явлением. Еще больше респондентов ожидают или уже констатируют урезание окладов. Также велики опасения относительно перевода на сокращенную рабочую неделю/день (с соответствующими потерями в заработке), оформления вынужденного отпуска и сокращения кадров.