Первый канал начинает показ сериала «Волчье солнце», в котором советские чекисты срывают коварные планы белогвардейцев и предотвращают новую войну.1924 год. В СССР арестован Борис Савинков, а сменивший его во главе антибольшевистской организации эмигрантов генерал Ромовский (Андрей Мерзликин) собирает в Польше новую Белую армию. Цель – вторгнуться в СССР, объявить себя новым и законным правителем и обратиться к западным державам за помощью. Западные державы в курсе этих планов – поляки предоставляют территорию (но внимательно следят за деятельностью массы вооруженных людей), да и англичане рядом. Чтобы сорвать планы Ромовкого, у советских чекистов есть всего несколько месяцев.
В Польшу отправляется агент ЧК Михаил Останин (Гела Месхи). Он выдал себя за польского дворянина Януша Галецкого, бывшего белогвардейского поручика, бежавшего из Советской России, сблизился с белорусскими контрабандистами, а с одним из них – Стефаном по прозвищу «Мамонт» — даже подружился.
Контрабандисты и помогают ему оказаться в Польше, где он завязывает знакомство с Ромовским, знакомится с Ириной (Софья Каштанова), нынешней владелицей поместья Галецких, вступает в конфронтацию с ее женихом, владельцем лавки Ковальчуком (Сергей Годин). И, разумеется, попадает в поле зрения польской контрразведки и ее начальника полковника Сигунды (польский актер Ян Фрыч).
Первый канал начинает показ сериала «Волчье солнце», который рассказывает о работе советских разведчиков в 20-е годы прошлого века на территории буржуазной Польши.
Сериал снимался относительно давно – в 2014-м, почти сразу после того, как Гела Месхи стал известен после роли Василия Сталина в многосерийном фильме «Сын отца народов». В то время совместное производство трех стран – России, Украины и Белоруссии – было делом привычным, как и съемки во Львове.
«Волчье солнце показали на украинском телевидении осенью 2014-го, а вот его выход в эфир Первого, намеченный первоначально на телесезон 2014-2015 годов, так и не состоялся. Сериал отправился в запасник канала, и его время подошло только сейчас, когда одновременно вышло сразу два многосерийных фильма о начале XX века – «Мурка» и «Мата Хари».
По сюжету «Волчье солнце» похоже на советский телефильм «Адъютант его превосходительства».
Храбрый и благородный советский чекист выдает себя за бежавшего от большевиков офицера, входит в доверие к белогвардейскому генералу и проводит блестящую операцию в тылу врага – то же самое делал Павел Кольцов (его сыграл Юрий Соломин), но во время Гражданской войны, когда линия фронта проходила еще внутри страны. В сериале линией фронта стала государственная граница – нападать на СССР собираются международные силы из Польши и Прибалтики, а бывшие белогвардейцы являются лишь авангардом будущего вторжения.
Конструкция выглядит несколько вычурно, хотя и имеет некоторую историческую основу. Буквально за три года до описываемых в сериале событий завершилась (и совсем не в пользу СССР) советско-польская война, Вторая Речь Посполитая активно продвигала идею «Польши от моря до моря», а слухи о возможной польской агрессии в начале 1930-х использовал Тухачевский для продвижения своей весьма амбициозной программы военного строительства; у поляков вплоть до 1935 года была вторая по численности армия в Европе, так что теория о нападении Польши откровенным бредом не выглядела.
Впрочем, в реальной истории ничего подобного реализовано не было.
В «Волчьем солнце» описываются полностью выдуманные события, но сам сюжет «Адъютанта» испортить историческими несоответствиями очень сложно. Снимал сериал режиссер Сергей Гинзбург, который сумел справиться с подобными же выдуманными сюжетными ходами в «Убить Сталина». А больше всего затруднений у авторов сериала вызывают, кажется, попытки выдержать нейтральный тон в изображении большевиков и их противников.
Когда снимался «Адъютант…» (или близкий по времени к «Волчьему солнцу» телефильм «Операция «Трест»), с этим все было достаточно просто – идеология контролировала соблюдение максимы «учение Маркса всесильно потому, что оно верно», но проигравших врагов можно было иногда показать и в меру благородными, чем советские кинематографисты и пользовались.
В современном российском обществе ленинская цитата более не актуальна, а отношение к результатам и участникам Гражданской войны может быть очень разным. Ярко выраженный нейтралитет в спорах о красных и белых, наверное, можно считать одной из главных заслуг «Волчьего солнца», приберегшего для выражения ненависти поляков, которым только дай волю, и англичанку, которая вечно гадит.