Виновным во взрыве в цехе по производству тротила на заводе в Дзержинске грозит до трех лет лишения свободы. Пока основной версией происшествия называют нарушение техники безопасности. Как сообщили «Известиям» в ГосНИИ «Кристалл», на предприятии буквально накануне ЧП — в пятницу, 31 мая, — за систематические нарушения норм промышленной безопасности был отстранен от работы генеральный директор. Месяцем ранее, 4 апреля, в ГосНИИ «Кристалл» произошло возгорание, тогда обошлось без пострадавших. В субботу, по данным Минздрава, за медицинской помощью обратились 79 человек, 38 из которых — сотрудники завода. Эксперты считают, что инцидент может стать поводом для масштабных проверок и пересмотра правил безопасности.
Два взрыва в западной части Дзержинска в Нижегородской области прогремели в субботу около 12 часов дня. Выяснилось, что ЧП произошло в цехе по производству тротила НИИ «Кристалл». В соседних домах были выбиты стекла, коммуникации не нарушены.
После взрыва со зданий, расположенных рядом с заводом, посыпались кирпичи, рассказал «Известиям» 33-летний Александр, работающий на заводе неподалеку от «Кристалла».
— Мы все рванули на улицу от неожиданности, понять, что произошло. Руководство нас сразу же отправило домой, — рассказал он.
В квартире у Ирины Чесноковой, живущей в десяти минутах ходьбы от места взрыва, выбило межкомнатную дверь и оконные рамы, рассказала она «Известиям».
На территориях, прилегающих к предприятию, введен режим ЧС, что позволяет оперативно привлекать средства и силы для ликвидации последствий взрывов, сообщили в местном подразделении МЧС. Эвакуация жителей города не планируется.
Последствия взрывов, пожар и тление ликвидировали 300 человек, было привлечено 50 единиц техники.
Всего за медицинской помощью обратились 79 человек — 38 работников завода и 41 житель города. Детей среди обратившихся нет. По состоянию на 18:00 на стационарном лечении состоят 15 человек, одна пациентка в тяжелом состоянии, близком к среднему, 14 — средней степени тяжести. Амбулаторная помощь оказана 63 пациентам, сообщили в Минздраве.
В основном люди получили поверхностные ранения или ушибы мягких тканей. Пострадавшие, которым потребовалась госпитализация, доставлены в больницу скорой медицинской помощи Дзержинска и в госпиталь ветеранов войн Нижегородской области.
В пресс-службе МЧС по региону уточнили, что погибших и тяжело пострадавших нет.
— Эвакуации в федеральные медицинские организации не требуется. Министр здравоохранения России Вероника Скворцова проинформирована о состоянии пострадавших, ситуация с оказанием медпомощи раненым находится под личным контролем, — сказали в пресс-службе Минздрава.
Как рассказал «Известиям» военный токсиколог, занимающийся вопросами отравления продуктами горения взрывчатых веществ, взрыв тротила с точки химического заражения населения опасности не представляет. Понятно, что люди, находящиеся в эпицентре взрыва, получили травмы, переломы, отрывы, ожоги. Но это — весь спектр повреждений. Во времена Великой Отечественной войны наши партизаны тротил из снарядов выплавляли, он вытекал — никаких последствий это не вызывало, заверил специалист.
— Если это действительно тротил, то опасности для населения нет никакой, — подчеркнул собеседник. — А вот если были повреждены другие производства, это уже совсем другая история. А там есть такие вещества, которые могут быть действительно ядовитыми.
Однако на подобных производствах всегда есть планы по спасению сотрудников, где предусмотрены даже самые неблагоприятные сценарии, вплоть до полного разрушения завода, уточнил эксперт. По его словам, всё математически просчитано: сила взрывной волны с учетом климатических особенностей, скорости и направления ветра. Поэтому сейчас спасатели точно знают что делать.
Как сообщили «Известиям» в ГосНИИ «Кристалл», на предприятии буквально накануне ЧП отстранен от работы генеральный директор — за систематические нарушения в ГосНИИ норм промышленной безопасности.
Днем 4 апреля в ГосНИИ «Кристалл» произошло возгорание. В результате происшествия никто не погиб. Инцидент произошел во время разгрузки материалов, применяемых в производстве.
На предприятии работала комиссия, по итогам которой и отстранили генерального директора. Руководство меняется, но оно ни организационно, ни просто физически не могло успеть изменить ситуацию, пояснили «Известиям» в ГосНИИ.
«Кристалл» с 2012 года входит в холдинговую структуру «Ростеха». Компания с учетом ряда преобразований существует с советских времен. Она занимается разработкой технологий получения взрывчатых веществ и взрывчатых составов, снаряжения, изделий для военной техники и других сфер промышленности.
Продукция «Кристалла» применяется при резке металлов, а также в нефтеперерабатывающей и и горнодобывающей отраслях. Предприятие создает технологии получения синтетических лекарственных средств и другой невзрывоопасной гражданской продукции. Многие работы предприятие ведет для Минпромторга, «Росатома», «Роскосмоса», МВД, ФСБ и добывающих отраслей промышленности.
В Минобороны «Известиям» сообщили, что боеприпасов на НИИ «Кристалл» не производили. Его заказчики — другие предприятия «Ростеха». Они получали из Дзержинска взрывчатые вещества в контейнерах и использовали их для производства своей продукции.
По словам источников «Известий» в военном ведомстве, на предприятии была создана не имеющая аналогов исследовательская база. Если повреждена производственная линия НИИ «Кристалл», выпуск продукции можно наладить на другом заводе. Но если пострадало научное оборудование, потери могут быть невосполнимы.
В Минпромторге «Известиям» сообщили, что, «по подтвержденной на текущий момент информации, на заводе «Кристалл» в Дзержинске Нижегородской области произошла детонация продукции, в результате чего возник пожар на площади 110 кв. м».
«Руководство завода прибыло на место для уточнения информации и принятия оперативных решений по ликвидации последствий происшествия», — сообщили в пресс-службе.
Точные причины взрывов станут ясны после завершения работы специальной комиссии, сказал «Известиям» бывший замглавы Минобороны по вооружению генерал-полковник Анатолий Ситнов.
— Разработка и производство взрывчатых веществ относятся к сфере повышенного риска, однако при соблюдении всех правил никаких взрывов быть не должно, — отметил генерал. — Если произошел взрыв, это означает, что были нарушения.
Стандарты безопасности при производстве боеприпасов сложились еще с советских времен, добавил генерал. Как правило, предприятия размещались вдали от жилых зон, вместо крыши корпуса покрывались фальшкрышей, чтобы в случае чего энергия взрыва уходила вверх. А окончательную сборку боеприпасов делали на арсеналах Минобороны вдали от населенных пунктов.
Анатолий Ситнов отметил, что сегодняшний взрыв — не первый подобный инцидент за последние годы.
— Были пожары на казанском и пермском предприятиях. Это цепочка событий, которая требует глубокого анализа и выработки реальных предложений по совершенствованию технологий, оценки кадров и всего остального. Кроме того, необходима полномасштабная инвентаризация всех предприятий спецхимии.
Следственные органы Нижегородской области уже возбудили уголовное дело после прогремевших взрывов. Дело завели по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 217 УК РФ («Нарушение требований промышленной безопасности производственных объектов»). Виновным грозит до трех лет лишения свободы плюс до трех лет дисквалификации после тюрьмы. По поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина на место взрыва направлены криминалисты из центрального аппарата СК РФ.
Над материалом работали Анна Ивушкина, Анна Урманцева, Алексей Рамм, Роман Крецул, Анжелина Григорян, Ирина Цырулева