Максим Кононенко, специально для РИА Новости
И всё-таки рейтинг Дональда Трампа упал. По опросам на 11 октября Хиллари Клинтон опережала своего соперника в среднем на 6 процентных пунктов. Впрочем, бывало и больше.
Не то, чтобы я как-то сильно переживал по этому поводу. Хотя, признаться, Трамп мне импонирует больше, потому что он панк. Но только по этому параметру и ни по какому другому.
Надо хорошо понимать, что для России никакой особенной разницы нет. Разве что Трамп может быть чуть откровеннее, чем традиционно для демократов патологически лживая Клинтон.
Но с этой его откровенностью Трамп будет настроен против России точно так же, как и Клинтон. Просто потому, что противостояние с Россией — это одна из фундаментальных парадигм американской внешней политики на протяжении последних ста лет. И не надо себя обманывать в этом вопросе.
И, зафиксировав этот факт (оба хуже), интересно попробовать понять американского избирателя. Вот американский избиратель — он вообще как?
За несколько последних недель американский избиратель узнал, что Хиллари Клинтон серьезно больна. Что она получила 26 миллионов долларов от банкиров после того, как на закрытых встречах сообщила им, что публичная политика — это одно, а ее собственные взгляды на жизнь — это другое. То есть, фактически пообещала поддержку, даже путем сокращения социальных ассигнований. А своему избирателю она говорит совершенно обратное. То есть, попросту лжет.
Лжет она и в другом случае: банкирам обещает поддержку Транстихоокеанского партнерства, а на дебатах говорит, что всегда была против.
Американский избиратель узнал, что Хиллари Клинтон, будучи госсекретарем, с юмором отнеслась к парламентским слушаниям по поводу убийства посла США в Бенгази. А также, что она прекрасно знает: истинная причина происходящего на Ближнем Востоке кроется в Саудовской Аравии, Но в ее риторике в этого никогда не услышите, а услышите только "Россия".
Американский избиратель узнал, что Хиллари Клинтон поддерживает фрекинг (или гидроразрыв пласта) — метод добычи сланцевой нефти, наносящий колоссальный ущерб окружающей среде. А также, что она собиралась убить Джулиана Ассанжа с помощью беспилотника.
Мелочи вроде невыносимой обстановки в семье Клинтон, из-за которой экс-глава фонда Клинтона чуть было не покончила с собой, вроде бы не имеют значения. Но на самом деле тоже имеют, поскольку семья оказывает влияние и на возможного президента.
А теперь давайте посмотрим, что американский избиратель узнал за эти недели о Трампе. Ровно три вещи. Во-первых, Трамп в 1995 году задекларировал почти миллиард долларов убытка. Что теоретически позволяло ему не уплачивать налогов в сумме этого миллиарда. Воспользовался ли Трамп этой возможностью — неизвестно, поскольку он отказывается публиковать свою налоговую отчетность до аудита. И это — серьезная претензия к Трампу.
Во-вторых, Трамп дал интервью Ларри Кингу, а Ларри Кинг теперь работает на русском телеканале, а это плохо.
Ну и в-третьих, конечно, Трамп оказался несдержан на язык по поводу своего фривольного отношения к женщинам.
И теперь давайте попытаемся представить себе, какой именно из обнародованных фактов произвел бы впечатление на избирателя в нашей стране. Не берусь судить насчет самого впечатляющего, но возьму на себя смелость указать на тот, который бы произвел наименьшее впечатление. Это слова Трампа о его отношении к женщинам.
Конечно, русский человек — это человек не американский. И мы устроены немного по-разному. Но не настолько же по-разному, чтобы слова 70-летнего ловеласа, сказанные 11 лет назад в неизвестной нам обстановке оказались бы более важными, чем слова кандидата в президенты, сказанные во время кампании в известной обстановке — перед банкирами!
Но американский избиратель считает иначе. Он считает, что вранье политика — это нормально. То, что за политиком всегда ходит человек с шприцем в руках — это нормально. И что у политика взрослая дочь, способная довести до самоубийства — это тоже нормально.
А вот когда политик в доисторические для своей политической жизни времена сказал, что он любит хватать женщин за разнообразные места — это нет, ненормально. Это ужасно. И рейтинг кандидата серьезно упал.
Нет, лично я этого совершенно не понимаю. Такое ощущение, что они там все импотенты, честное слово. Или что в опросах, по результатам которых строят все эти рейтинги, участвуют только одни американские женщины. А мужчины в это время пьют пиво у Мо.
Есть, правда, и еще одна гипотеза. Но уже совершенно невероятная. Быть может (и, поверьте, я гоню от себя эту мысль!) такая реакция американского общества на последний скандал с Трампом связана с тем, что… что такую реакцию навязала американскому обществу американская пресса? Та самая, свобода которой абсолютна и гарантирована первой поправкой к Конституции США?
Да нет, скажете мне вы, невозможно! Это же самая честная, объективная и правдивая пресса во всем целом мире!
И я соглашусь с вами. Да, мне тоже об этом рассказывали. Американская пресса не врет.
Так я скажу вам, а потом пойду опять смотреть эти самые рейтинги. И недоумевать, отчего же так получается, что у одних изданий по результатам опросов всегда впереди Клинтон. А у других — всегда только Трамп. И даже сейчас.
Наверное, мы просто чего-то во всей этой демократии не понимаем.