Наталья Алексеевна, как вы думаете, не преждевременно ли было вводить оплату налога на недвижимость по-новому? Ведь москвичи, как и все россияне, еще не оправились от экономического кризиса. Зарплаты в городе не растут. Вот и бизнесу в стране налогов не повышают, а людям взяли и повысили…
Наталья Сергунина: Цель новшества - не повысить налоги граждан на имущество в прямом смысле этого слова, а создать систему их уплаты, справедливую в отношении к каждому горожанину. Разве нормальная ситуация, при которой жители окраин платили налог больше, чем, скажем, владельцы дорогих квартир в центре Москвы? А жители новостроек - объектов построенных за последние несколько лет, вообще ничего не платили, в связи с отсутствием инвентаризационной стоимости? Новая система налогообложения ставит всех в равные условия, и собственники получают нагрузку, адекватную стоимости их имущества.
Вы спрашиваете, под силу ли москвичам эта нагрузка? Давайте посчитаем. Налог на квартиру в Москве в среднем составляет примерно 4 тысячи рублей в год. Это, безусловно, плюс-минус - где-то больше, где-то меньше в зависимости от того, что за дом, где находится и так далее. Поделим эту сумму на 12 месяцев, получается 333 рубля. Что такое 300-400 рублей в повседневной жизни? Это меньше, чем плата за интернет в месяц или средняя цифра за воду или радиоточку и телеантенну в нашей платежке. Но никто ведь не торопится это все отключать.
Безусловно, мы понимаем, что новая система налогообложения физических лиц в настоящее время - это первый опыт. В ходе ее создания у москвичей возникают различные вопросы, может сказываться и нестыковка баз данных налоговой службы с данными Росреестра. К тому же с момента, когда москвичи получили платежки, прошло всего лишь около трех месяцев до 1 декабря - срока, когда налоги, рассчитанные по новым правилам, должны быть уплачены. Любой же новый механизм, как известно, требует адаптации, привычки им пользоваться. Вот почему правительство Москвы воспользовалось правом, которое дал субъектам РФ федеральный закон, и продлило срок, по которому пени за несвоевременную уплату налога на имущество будут начисляться не со 2 декабря 2016 года, как предполагалось прежде, а лишь после 1 мая 2017-го. Мы надеемся, что за эти пять месяцев москвичи смогут снять все возникшие у них вопросы. По крайней мере власти оперативно постараются сделать для этого все зависящее от них.
Интересно, по этому пути только Москва пошла или другие регионы России тоже?
Наталья Сергунина: Пока одна Москва, насколько я знаю. Но думаю, что воспользоваться возможностью улучшить положение налогоплательщиков захотят и другие субъекты РФ. К тому же они могут это сделать в любой момент - законодательство разрешает.
Но отсрочку штрафов можно истолковать и так: до 1 мая 2017 года москвичи могут не платить налог на имущество? То есть смело с разрешения правительства Москвы можно нарушить срок, ранее установленный Налоговым кодексом РФ?
Наталья Сергунина: Я исхожу из другого. Это у властей появилась возможность не штрафовать. Обязанности же налогоплательщика прописаны законом: он обязан платить налог в установленные сроки. А будет ли он это делать - это уже зависит от меры его социальной ответственности.
Вы не думаете, что из-за роста неплательщиков этого налога в столице вырастет количество невыездных? Например, по нашей статистике в прошлом году 47 тысяч москвичей не смогли выехать за границу. Это люди, у которых скопились долги, и они были переданы судебным приставам. В частности, 8% - это неплательщики за капремонт…
Наталья Сергунина: Мы тоже анализировали эти данные и выяснили, что дело не в капремонте. Не платят за него, как правило, те, кто не платит вообще за коммунальные услуги. Это абсолютно идентичные цифры. Поэтому всплеска неплательщиков из-за неуплаты налога на имущество лично я не жду.
В Москве 15 категорий льготников: пенсионеры, инвалиды, ветераны ВОВ и другие, полностью освобожденные федеральным законодательством от налога на имущество по принципу: одна квартира, одна дача или загородный дом, один гараж или машино-место в паркинге. Это полтора миллиона собственников или фактически каждый третий в городе. Тем не менее, город мог дать еще и свою региональную льготу, скажем, многодетным семьям, как это сделали в ряде регионов России. Но почему-то не дал. Между тем наша читательница Анна пишет: "Я многодетная мать. У меня трое детей. Получила извещение о налоге на нашу трехкомнатную квартиру - 36 тысяч рублей. Сумма для меня значительная. Почему же в Москве нет льготы для многодетных?"
Наталья Сергунина: Большая сумма или нет - 36 тысяч, это вопрос, на который сложно ответить, не имея информации о том, какая квартира: большая или маленькая, в центре или на окраине. Только уточнив информацию, можно сделать вывод, на сколько такая цифра является адекватной и правильно ли был сделан расчет кадастровой стоимости. Москва в первую очередь поддерживает малоимущих, не имеющих финансовых возможностей оплачивать такого рода платежи. И тогда мы оказываем им адресную поддержку в виде субсидий. Но почему надо давать льготы многодетной семье, которой под силу такие платежи? В столице есть многодетные и среди тех, кто находится в списке "Форбса". Почему же их налоговые платежи должны брать на себя другие москвичи? Ведь любой несобранный налог кто-то должен заплатить!
Москва в ноябре утвердила новую кадастровую оценку на 1 января 2016 года, на основании которой москвичи будут платить налоги в 2017-м. Это значит, что горожанам следует ожидать нового роста налога на имущество?
Наталья Сергунина: Совсем не обязательно. В среднем кадастровая стоимость действительно немного выросла, но прирост небольшой - менее чем инфляция. Основной прирост произошел лишь у недвижимости, кадастровая стоимость которой прежде была занижена, ее владельцы неоправданно платили заниженные налоги. Это касается в основном объектов, которые, к примеру, числились как социальные, а на самом деле были коммерческими. Вот их стоимость и была сейчас адекватно оценена. У квартир же обычных москвичей кадастровая оценка так же была скорректирована с учетом сложившийся ситуации на рынке недвижимости в столице. Стало очевидным, что на рынке произошло по ряду позиций падение цен на недвижимость, особенно на вторичку. Следовательно, в ряде случаев кадастровая стоимость одного квадратного метра жилья в ходе кадастровой оценки - снизилась.
Дело еще и в том, что когда эта оценка в городе производилась впервые, у нас не было достаточно полной информации. Теперь же эта работа постоянно совершенствуется, появилась возможность производить не просто поверхностную массовую оценку, а учитывать конкретную характеристику объекта даже в рамках одного кадастрового квартала. Скажем, местоположение, где вход, транспортную доступность и так далее.
Так что же, москвичам надо быть готовыми к ежегодному пересмотру кадастровой стоимости их имущества?
Наталья Сергунина: Нет. Закон дает нам право пересматривать ее лишь раз в два года. Если мы провели кадастровую оценку в 2016-м году, и утвердили с 1 января 2017-го, то в следующий раз новую кадастровую оценку мы будем утверждать только в 2019-м.
Полный отчет с "делового завтрака" с Натальей Сергуниной читайте в одном из ближайших номеров "РГ".