Новая реальность делает потребителя осторожным и циничным

21.01.2016 08:45

 

 

Пока вся страна с содроганием следит за новыми антирекордами рубля, продавцы подсчитывают убытки и затягивают пояса. Переложить растущие издержки на потребителей за счет соответствующего увеличения цен уже не получается. То есть цены-то растут, и весьма резво, но не настолько, чтобы полностью компенсировать курсовые колебания и прочие прелести кризисной экономики. И желающих что-то покупать по этим новым ценам с каждым днем становится все меньше.

Фото: Semen Likhodeev/ Russian Look

Новая экономическая реальность поневоле делает потребителя осторожным и циничным, отмечают эксперты. Он уже далеко не так лоялен к брендам, как раньше, и легко изменяет "любимой" марке с ее более дешевыми аналогами. Он благосклонно смотрит на "желтые ценники", внимательно следит за скидочными акциями и мониторит специальные предложения.  Он ходит в магазины со списком покупок в руках, не отклоняясь от него ни на йоту. Он не покупает ничего лишнего, предпочитая сберегать деньги, если в принципе зарплата позволяет хоть что-то откладывать. Он готов обежать несколько магазинов, сравнивая цены, прежде чем сделать выбор. Да и само пространство этого выбора стремительно сужается.

Сегодня среднестатистический потребитель находится в условиях жестких финансовых ограничений. После всех обязательных трат (ЖКХ, продукты и т. д.) у него остается всего 3 - 5 тыс. руб. свободных средств, за которые и вынуждены конкурировать продавцы товаров, не входящих в список жизненно необходимых. Позволить себе одновременно все большинство граждан уже не могут. И даже если могут, все равно предпочитают не тратить лишние деньги, а увеличивать свою страховую подушку безопасности.

Потребительский бум остался в прошлом, предупреждают маркетологи. За тучную десятилетку россияне успели обзавестись необходимой бытовой техникой, обуться и одеться. Поэтому сегодня идет снижение расходов по всем статьям.

По данным ВЦИОМ, к концу 2015 г. более половины россиян перешли на более дешевые товары. Из них треть респондентов (34%) приобретают менее дорогостоящие вещи уже более полугода, 18% - полгода и еще 7% - в течение месяца. Правда, при этом доля тех, кто не прибегает к подобной мере экономии снизилась чисто символически - с 38% в январе до 37% в декабре 2015 года. Но, если рубль в ближайшее время не одумается и не вернется к показателям хотя бы месячной давности, и этот пока еще относительно благополучный сегмент начнет достаточно быстро сжиматься.

Все больше людей сокращают или вовсе отказываются от потребления тех или иных товаров или услуг, развлечений. Еще одна заметная тенденция - увеличение производства продуктов в личном подсобном хозяйстве, то есть огородники стали выращивать на своих участках больше овощей и фруктов.

На горизонте полугода - года все эти процессы с необходимостью приведут к дальнейшему сужению спроса, так как накопления буду "проедены", непогашенные кредиты останутся, а по крайней мере часть товарного рынка будет замещена продукцией натурального хозяйства, прогнозируют авторы исследования.

Пессимизм потребителей и тотальная экономия буквально на всем уже стоили владельцам торговых центров потери до 30% доходов по итогам прошлого года, пишет "КоммерсантЪ". Даже предновогодние недели больше не обеспечивают ретейлерам традиционный бум продаж. По оценкам компании Watcom, за два последних года посещаемость торговых центров в этот период сократилась более чем на 20%, рынок продаж достиг дна, утверждают эксперты. А за первую неделю 2016 г. торговые центры потеряли 7,26% клиентов по сравнению с предыдущей неделей и 5,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

По данным совместного исследования Fashion Consulting Group и KupiVIP, еще в начале декабря на фоне роста цен в торговых сетях 76% покупателей планировали сэкономить на покупке одежды этой зимой и еще 60% рассчитывали сократить свои расходы на обувь, сообщает издание.

В целом эксперты предсказывают, что негативная динамика в 2016 г. сохранится: согласно консервативному сценарию Минэкономики, реальные доходы населения сократятся на 3,7%, а оборот розницы на 2,7%, и потребители будут максимально бережливыми.

Партнеры