В девяностые годы уже устраивали реконструкцию (см. «Из архива «КП»). Но этого оказалось недостаточно. И вот теперь власти вновь заговорили о перезагрузке.
- Комплексное развитие МКАД - новый глобальный проект, к которому мы приступим в этом году, - сказал заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. - Работы начнутся после утверждения территориальной схемы развития земель вокруг кольцевой дороги. Это позволит комплексно развивать все площадки вдоль МКАД, а также сбалансировать транспортную нагрузку на кольцевую магистраль с помощью строительства дополнительных съездов.
По его словам, реконструкция МКАД может продлиться примерно 5 - 10 лет. Но кое-что уже начали делать.
КЛЕВЕРНЫЕ РАЗВЯЗКИ УБЕРУТ
За последние годы МКАД немного перекроили. Для этого провели реконструкцию 12 так называемых клеверных развязок. Только за последнюю неделю прошлого года одну за другой заново запустили три крупные развязки - на пересечении с Ленинским проспектом (21 декабря), Можайским шоссе (22 декабря) и Рязанским проспектом (23 декабря). После ремонта на всех этих участках появились направленные съезды. Раньше пути машин пересекались, собирая постоянные пробки.
Теперь за счет разделения потоков пропускная способность дороги в местах реконструкции выросла в среднем на 25 процентов.
Обновленный узел Можайки и МКАД (см. схему внизу) помог завершить реконструкцию Можайского шоссе. При этом новая развязка стала частью другого проекта - реконструкции федеральной трассы М1 «Беларусь» (Минское шоссе). Сейчас на МКАД переделывают две оставшиеся клеверные развязки. Участок на пересечении с Каширским шоссе откроется в этом году. А в 2017 году запустят последнюю обновленную развязку - с Профсоюзной улицей (см. схему).
НЕКОТОРЫЕ СЪЕЗДЫ МОГУТ ЗАКРЫТЬ
Кроме развязок, на МКАД разберутся с въездами и выездами. Этим уже занимается созданная в столичном стройкомплексе рабочая группа по оценке градостроительной деятельности у МКАД. Эксперты изучили почти 200 съездов-выездов с внешней и внутренней сторон кольцевой автодороги. Некоторые из них могут полностью закрыть. По словам председателя рабочей группы, главы Департамента развития новых территорий Москвы Владимира Жидкина, в черный список попадут съезды-выезды, которые примыкают к МКАД перпендикулярно без полос разгона или торможения. Машины перед такими съездами встают в два ряда, чтобы дождаться очереди и проехать. Такое чаще всего бывает, например, около торговых центров, строительных рынков или автосалонов на МКАД.
В ПРОБОЧНЫХ МЕСТАХ ПОЯВЯТСЯ ДУБЛЕРЫ
По проекту развития МКАД планируется построить 200 километров новых дорог, в том числе и боковых проездов, поперечных связок, выездов и дублеров. Из них 20 километров - за счет частных инвесторов.
Например, дублер кольцевой дороги и эстакаду построят владельцы крупного строительного рынка «Славянский мир». Он находится с внешней стороны МКАД, около Калужского шоссе. Пока заезд к торговым рядам открыт и с МКАД, и с Калужки. Дублер поедет параллельно к кольцу по территории рынка с развязками в виде кругового движения. Затем примкнет к Калужскому шоссе. Эстакада поможет выехать с этого дублера на внутреннюю сторону МКАД. На этот участок уйдет три года и около 3,5 - 4 миллиардов рублей.
Еще один дублер за частные деньги может появиться возле «Крокус Экспо». А к торговому центру «Белая дача» и рынку «Садовод» построят дополнительные эстакады-съезды с МКАД.
Как считают в мэрии, благодаря полной перезагрузке МКАД не только разрешенная, но и реальная скорость на дороге будет не меньше 100 километров в час.
Кроме того, некоторые участки МКАД столичные власти планируют ремонтировать вместе с Подмосковьем. Пока обсуждается, где и как именно будет проводиться совместная реконструкция.
Справка «КП»
Длина МКАД - 109 км. В каждом направлении - по пять полос.
В среднем по ней проезжает 9 тысяч автомобилей в час (данные на 2011 г.).
Разрешенная скорость движения - 100 км/час.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Восьмерки с потоком машин давно не справляются»
- Давно назрела необходимость комплексной реконструкции МКАД, - считает президент Московского строительного университета (НИУ МГСУ) Валерий Теличенко. - МКАД строилась в разные годы, и конструкции развязок также создавались в разное время. В основном это были клеверные развязки, восьмерки, которые до сих пор остаются на некоторых трассах. Они замедляют движение, потому что съезд с восьмерки на шоссе находится до въезда на нее. Получается, что одна очередь машин натыкается на другую. В этих местах очень часто случаются мелкие аварии.
Новые конструкции развязок на втором и третьем уровнях разводят транспортные потоки, увеличивают скорость движения и повышают безопасность. Это правильное направление в дорожно-транспортном строительстве, которое можно только приветствовать. Все крупные города мира используют эти конструктивные схемы, такую организацию движения на развязках.
Из архива «КП»
Кольцо уже расширяли
МКАД строили с 1956 года. Полностью движение там открыли в ноябре 1962-го. Поначалу вместо асфальта был заливной бетон.
В 1990 - 1991 годах дорогу немного расширили, сделав разделительную полосу, в каждом направлении - по две полосы для движения и широкие обочины. Но кольцо не справлялось с потоком машин, постоянно случались аварии. МКАД тогда прозвали «дорогой смерти».
В 1995 - 1999 годах во время реконструкции МКАД расширили до пяти полос в каждом направлении, построили около 100 мостов и путепроводов, тоннелей, развязок. Здесь появились новое освещение и дорожные знаки, подземные и надземные переходы, барьерное ограждение, шумозащитные экраны, посты метеослужбы, автобусные остановки.
В начале 2000-х годов Следственный комитет занимался уголовным делом о хищениях при строительстве МКАД. По данным следствия, было похищено 256 миллиардов рублей (цифры до деноминации. - Ред.). Строители, как утверждалось, просто сузили полотно с обеих сторон на 10 сантиметров.
В 2011 году началась реконструкция 12 развязок типа «клеверный лист».
В 2014 году на МКАД обновили нумерацию съездов.