Впрочем, реализацию программы осложняет и другая проблема — качество жилья, предоставляемого взамен аварийного. По оценке экспертов 27 исследованных регионов, лишь 9% новых домов можно оценить как «качественные». Самые серьезные нарушения наблюдаются в малоэтажных домах: их проекты не проходят экспертизу и утверждаются муниципалитетами в «экономном» варианте.
Фонд ЖКХ подвел итоги работы по расселению аварийного жилья в 2014 году. По данным госкорпорации, расселено 2,96 млн кв. м и переселено 193 тыс. человек.
При этом выявлены нарушения в 35 субъектах, из них восьми регионам полностью остановили финансирование, остальным ограничили выделение 7,18 млрд руб. из-за нарушения сроков выполнения программы.
Как отмечает Фонд ЖКХ, ограничение затрагивает менее трети лимитов регионов и «не должно создать препятствия для начала реализации программ переселения в 2015—2016 годах», а большинство нарушителей все же выполнили ее в 2014-м.
Однако, несмотря на формальные успехи в выполнении программы, возникает другая проблема — низкое качество жилья, построенного взамен аварийного. Как отмечает НИЦ «Особое мнение» в своем докладе, который будет представлен сегодня на круглом столе об итогах комплексного мониторинга переселения граждан из аварийного жилья, 65% новых домов в изученных экспертами 27 регионах оказались низкого качества.
В 32% новостроек выявлены существенные недостатки, исключающие проживание людей (отсутствие коммуникаций, трещины).
Еще 33% построены с недоделками, включая проблемы с мусоропроводом, «вылезающие» трубы и провода. Качественных домов, отмечают авторы доклада, всего около 9%, 26% имеют «мелкие недостатки».
На этот вопрос уже обращали внимание в правительстве на заседании 9 апреля, но в представлении властей проблема менее масштабна. Глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что в 2014 году было выявлено 14 регионов, где зафиксированы факты предоставления жилья, не отвечающего требованиям. Так, в поселке Белые Берега Брянской области восемь домов были признаны непригодными для жилья.
«К счастью, таких некачественных домов немного. Общий объем, конечно, там не превышает 1%, поэтому это несильно портит картину общую», — заявил тогда министр.
По данным НИЦ «Особое мнение», чаще всего брак и недоделки встречаются в малоэтажных домах, что объясняется их многочисленностью. Кроме того, исключительно у малоэтажек отсутствуют основные коммуникации.
«Можно предположить, что проблемы с подключением коммуникаций стали отчасти результатом того, что проекты не проходят экспертизу и утверждаются муниципальными чиновниками в “экономном” варианте, то есть без затрат на подведение тех или иных инженерных коммуникаций», — полагают эксперты.
Минстрой декларирует намерение бороться с этим: в 2015 году планируется ввести обязательное наличие допуска СРО при проектировании и строительстве малоэтажных домов, а также экспертизу строительной документации и госстройнадзор для малоэтажек, строящихся по государственным и муниципальным контрактам.
Впрочем, наличие допуска СРО также не гарантирует качества строительства: проблему торговли СРО допусками пока ни отраслевому объединению, ни Минстрою решить не удалось.
Еще одна проблема в том, что система торгов при выборе подрядчика построена на принципе снижения цены, поясняет ведущий юрисконсульт «Института экономики города» Дмитрий Гордеев.
«Победитель зачастую экономит практически на всем», — говорит он. Свою роль играет и попустительство муниципалитетов, которые принимают дома и дают разрешение на ввод их в эксплуатацию.
Исправить ситуацию, по мнению господина Гордеева, может персональная ответственность муниципальных чиновников: «Они должны отвечать рублем».
Евгения Крючкова, Олег Сапожков