http://www.vz.ru/politics/2014/12/12/719885.html
12 декабря 2014, 21::50 Фото: Фадеичев Сергей/ТАСС Текст: Андрей Резчиков |
Навязываемый США тренд по «экспорту демократии» нужно переломить, и Россия в силах это сделать, считает глава российского МИДа Сергей Лавров. Политологи и международники предложили целый ряд конкретных способов, с помощью которых Россия могла бы хотя бы попытаться противостоять подобной американской экспансии.
Прекратить «экспорт демократии»
В пятницу министр иностранных дел Сергей Лавров встретился с участниками ежегодной научно-образовательной программы Фонда им. А. М. Горчакова «Диалог во имя будущего: Россия и мир вокруг». В своем выступлении он призвал переломить применяемый в различных регионах мира негативный тренд по «экспорту демократии» и смене режимов.
«Серьезным дестабилизирующим фактором остается практика, которая применяется в различных регионах мира, по «экспорту демократии», смене режимов, организации с этой целью так называемых цветных революций или использованию других методов навязывания извне суверенным народам рецептов их развития без учета их традиций и национальных особенностей», – сказал министр.
Лавров считает изменение этого негативного тренда осуществимой задачей. Он предложил «отстаивать путь взаимоуважительного диалога» и «отказаться от политики сдерживания, от веры в собственную непогрешимость, от практики односторонних действий и так называемых игр с нулевым результатом».
Ранее Лавров говорил, что западные страны признали смену режима целью санкций в отношении России. Он также отмечал, что кризис на Украине стал результатом проводимой последние 25 лет политики Запада, направленной на укрепление собственной безопасности в ущерб другим.
В среду начальник Генштаба ВС России генерал армии Валерий Герасимов также говорил, что ведущие западные страны вовлечены в свержение законной власти в ряде государств «в формате так называемых цветных революций». По его оценке, эти процессы «не могут не вызывать нашей серьезной озабоченности». «Тем более когда для усиления таких разрушительных процессов задействуется военная сила, как это было в Югославии, Ливии, а в настоящее время имеет место в Сирии», – отмечал начальник Генштаба.
В конце ноября президент России Владимир Путин на заседании Совбеза указывал на то, что в современном мире экстремизм «используется как инструмент геополитики и передела сфер влияния». «Мы видим, к каким трагическим последствиям привела волна так называемых цветных революций, какие потрясения испытали и испытывают народы стран, которые прошли через безответственные эксперименты подспудного, а иногда и грубого, как у нас говорят, ломового внешнего вмешательства в их жизнь», – сказал президент.
«Количество провалов США увеличивается»
Есть ли у России реальные инструменты противодействия, что может противопоставить «экспорту демократии» наша страна?
Эксперты считают, что у России и других стран есть способы противостоять тренду по «экспорту демократии» и смене режимов. Вице-президент Центра политических исследований Дмитрий Поликанов убежден, что мировое сообщество должно хотя бы на уровне заявлений блокировать попытки некоторых стран вооруженным способом насаждать демократию в ее узком понимании. «Понятно, кто называется носителем демократии в данном случае... Противостоять этому можно, только ведя большую профилактическую работу в рамках разных многосторонних форумов, пресекая любые подобные попытки с помощью ООН, ОБСЕ и т. д.», – сказал Поликанов газете ВЗГЛЯД.
Политолог Сергей Марков напомнил, что смена режимов перестала быть «экспортом демократии» еще 10–15 лет назад, и вера народа в пропагандируемую США политику падает. «Для Украины это обернулось подавлением демократии, а не экспортом. На Украине установлен пропагандистско-террористический режим, который не имеет ничего общего с демократией. Смены режимов путем госпереворотов и гражданских войн, наоборот, подрывают веру людей в демократию», – сказал Марков газете ВЗГЛЯД.
Марков полагает, что для противодействия негативному тренду Россия должна сформировать привлекательные идеи, некую альтернативную идеологию. «Без такой альтернативной идеологии выиграть в идеологической борьбе было бы трудно. К сожалению, в России есть только зачатки этой идеологии – традиционные ценности. Но нам трудно проповедовать традиционные ценности семьи, если учесть, что в наших семьях алкоголизм выше, чем в семьях, где нет этих традиционных ценностей... Поэтому нам надо сформировать альтернативную модель разрешения социальных проблем», – уверен эксперт.
Подобным вызовам, уверен он, можно противостоять только действиями. «США и их союзники выступают от имени своей модели глобализации. Защититься от нее только уходом в суверенитет не удастся, потому что очевидно, что суверенитет размывается. Поэтому нужно предложить свою модель глобализации, свою идеологическую систему», – считает Сергей Марков.
Поликанов добавляет, что противостоять распространению американской демократии можно двумя способами. «С помощью очередной большой информационной кампании, что есть одни ценности, а есть и другие. То есть вести пропаганду консервативных ценностей, о которых Россия много говорит. Второй вариант – это противодействовать инструментам насильственной смены режимов, то есть бить каждый раз во все колокола, когда мы слышим тревожные звоночки. Можно пытаться мобилизовывать международное сообщество, чтобы оно негативно высказывалось по этому поводу, блокировало соответствующие резолюции ООН о применении силы, как это было, условно, в отношении Сирии», – пояснил эксперт.
По его словам, «экспорт демократии» остается дестабилизирующим фактором «ровно потому, что ни один режим ни в одной стране мира не может чувствовать себя спокойно». «Если вдруг кому-то в голову придет мысль, что этот режим не соответствует критериям демократии, то тут же может начаться попытка смены этого режима. И в данном случае получается странная система, когда одна страна решает, кто демократичен, а кто нет», – пояснил Дмитрий Поликанов.
В свою очередь член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев убежден, что Россия должна продолжать свою политику приоритета международного права, заявлять это четко и проявлять в этом плане упорство. При этом, уверен эксперт, население США и ЕС начинает понимать, что вмешательства в интересы других стран становятся очевидно провальными.
«Постепенно количество таких провалов увеличивается. Это, безусловно, Ливия, где очевиден крах вмешательства, где произошла гуманитарная катастрофа, начался хаос. Это вопросы, связанные с Ираком и появлением группировки «Исламское государство», как результат вакуума власти. Это неудача проекта, связанного с Украиной. Это будет понятно через какое-то время и США, и Европе», – говорит Григорьев.
По его словам, бесполезно обсуждать, находится ли это вмешательство в рамках морали и нравственности. «Заявления о тех или иных моральных принципах, как правило, носят чисто ритуальный характер. Но конкретное понимание, что использование этих методов приводит к неудачам, и одновременно четкая позиция России на соблюдение международного права должны дать определенный эффект. России нужно четко и ясно проявлять сформулированную позицию с не меньшей активностью, чем это делается в данный момент», – подытожил Максим Григорьев.
Текст: Андрей Резчиков