Турция одобрила ракетный удар США по Сирии, который фактически перечеркнул результаты астанинских переговоров, в которых в качестве одной из сторон принимала участие Анкара. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», разошлись во мнениях о том, как это отразится на российско-турецких отношениях: является ли заявление Турции очередным «ударом в спину» для России, или же действия США стоит воспринимать как одиночную акцию, направленную на то, чтобы наказать Асада за химическую атаку в Идлибе.Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган приветствовал ракетный удар США по авиабазе Шайрат в сирийской провинции Хомс, однако назвал его недостаточным.
«Мы считаем, что это позитивный и конкретный шаг, предпринятый против военных преступлений режима [президента Сирии Башара] Асада. Этого достаточно? Я не нахожу этого достаточным. Пришло время предпринять серьезные шаги для защиты невинных сирийцев», — заявил турецкий лидер.
По его утверждению, у международного сообщества сейчас достаточно возможностей для того, чтобы положить конец сирийскому режиму, и для того, чтобы победить действующие в Сирии террористические группировки. «Надеюсь, что активная позиция Соединенных Штатов по Идлибу — это начало такого развития событий», — сказал Эрдоган.
«Никто не имеет права чувствовать спокойствие и безопасность в мире, где жестоко убивают детей. Сейчас каждый человек должен пересмотреть свою позицию [после атаки в Идлибе]. Никто не должен пытаться скрывать преступления против человечности и убивать детей под видом борьбы с «Исламским государством» (организация запрещена в России. — «Газета.Ru»)», — заявил президент Турции.
Его представитель Ибрагим Калин ранее также назвал ракетный удар США «позитивным ответом на военные преступления» лидера Сирии Башара Асада. «То, что произошло в Идлибе во вторник, еще раз доказало, что кровавый режим Асада демонстрирует полное игнорирование перспективы политического урегулирования и усилий по соблюдению режима прекращения огня», — сказал он, также заявив о необходимости закрыть сирийское воздушное пространство для создания в стране безопасных зон.
Турецкий МИД, в свою очередь, также выпустил заявление, в котором поддержал американские воздушные удары по базе Шайрат и пообещал поддерживать их в будущем. «Мы оцениваем операцию [США] очень положительно. Турция будет полностью поддерживать шаги, которые направлены на то, чтобы подобные преступления больше никогда не повторялись», — заявило турецкое внешнеполитическое ведомство, имея в виду авиаудар сирийской армии, который был нанесен в провинции Идлиб 4 апреля.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу также призвал незамедлительно отстранить от власти президента Сирии Башара Асада. «Если он не хочет уходить, если нет переходного правительства и если он продолжает совершать гуманитарные преступления, нужно предпринять необходимые шаги для его изгнания», — цитирует министра Reuters.
7 апреля США выпустили 59 крылатых ракет «Томагавк» по военному аэродрому Шайрат, с которого, по утверждению американского руководства, вылетели сирийские самолеты, нанесшие удар химическим оружием по городу Хан-Шейхун в Идлибе.
Это было первое прямое нападение США на правительственные силы Сирии за шесть лет войны.
В Пентагоне заявили, что предупредили россиян о готовящейся атаке, чтобы избежать жертв с их стороны, однако не согласовывали свои действия с Москвой.
Турция как член НАТО и участник возглавляемой США международной коалиции против ИГ давно утверждает, что в Сирии не удастся достичь мирного урегулирования, пока у власти находится Асад.
Накануне Эрдоган заявил, что Турция поддержит возможную военную операцию США в Сирии.
В середине прошлого месяца в Астане завершился третий раунд переговоров по Сирии, в которых приняли участие делегации России, Турции и Ирана. На них стороны обсуждали преимущественно технические вопросы: соблюдение режима прекращения огня и составление карты дислокации террористов. Астанинские переговоры стали проводиться по инициативе президента России Владимира Путина. Первая встреча в этом формате состоялась в конце января. На ней стороны договорились о перемирии. Ранее собеседники «Газеты.Ru» в российском Минобороны называли астанинские переговоры главным военно-политическим достижением Москвы в сирийском конфликте.
Вместе с тем эксперт Центра аналитических исследований и директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров считает, что астанинские соглашения о прекращении огня не могли продержаться долго.
«Турция никогда не была и не будет нашим союзником. Астанинские соглашения были просто временным перемирием, и серьезно рассчитывать на них было глупо.
Это очередной удар ножом в спину, который свидетельствует о том, что идти на контакт с турками по каким-то вопросам — это крупный просчет. Вот мы и рассчитываемся за этот просчет», — считает эксперт.
Руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев считает, что тот факт, что Турция одобрила атаку США, никак не скажется на российско-турецких отношениях.
«Одобрение [действий США] со стороны Турции несомненно есть. Но пока оно не идет дальше традиционной вражды с Асадом, дальше традиционного понимания того, что они защищают Идлиб с точки зрения того, что там проживает суннитское население, на которое Турция всегда делала ставку», — говорит эксперт.
По мнению Мавашева, ракетный удар американцев по авиабазе стоит воспринимать как единичную атаку, о которой российская сторона была предупреждена заранее. «Турция бы в любом случае одобрила этот удар, какая бы страна его ни нанесла после этой химической атаки. Кто бы ее ни осуществил, Турция по умолчанию будет считать, что это сделал Асад», — отметил эксперт.
По его мнению, ракетную атаку стоит воспринимать как разовую карательную акцию с целью наказать Асада, с помощью которой президент США Дональд Трамп отвлек американцев от внутренних проблем страны.
«Вопрос в том, чтобы этой атакой все и ограничилось. Если не будет других атак, то большой войны можно будет избежать», — считает Мавашев.
Касательно астанинских соглашений и их нарушения тюрколог отметил, что из одной атаки нельзя делать какие-то выводы и нужно ждать, какие шаги американская сторона сделает в дальнейшем. «Договоренности — это одно, а реальность — другое. Она заключается в том, что и Россия, и США понимают, что войну в Сирии нужно заканчивать. Для этого можно и принести в жертву какую-то подписанную бумагу. Все зависит от того, что теперь сделают американцы», — заключил он.