Президент России Владимир Путин ровно месяц назад предложил назначить тогда еще главу Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина на пост премьер-министра нового правительства. На следующий день кандидатура нового премьера была одобрена Госдумой, после чего Мишустин официально начал работу.
Деятельность нового премьера оказалась объектом повышенного внимания, ведь его предшественник Дмитрий Медведев, который занял вновь созданный пост зампреда Совета безопасности, возглавлял правительство довольно длительное время — 8 лет. От Мишустина ожидали возможной смены приоритетов — и некоторые ее признаки уже успели наметиться.
Главное, что ожидаемо изменилось после смены главы правительства — состав самого кабмина, который был утвержден Мишустиным 21 января. Среди членов кабмина и вице-премьеров нашлось место как новым лицам, так и «министрам-долгожителям». Среди последних — глава МИДа Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, министр финансов (и бывший первый вице-премьер) Антон Силуанов и другие. Среди новых министров наибольший резонанс вызвали главы Минкультуры и Минздрава — Ольга Любимова и Михаил Мурашко.
Выступая перед новым правительством, Мишустин тезисно определил основные направления деятельности.
«Демография, поддержка семей с детьми, рост доходов, забота о тех, кому нужна помощь государства, качественное здравоохранение, образование — все то, что называется повышением уровня жизни наших людей»,
— заявил Мишустин.
Первые недели премьерства Мишустина были отмечены и другими значимыми перестановками во власти. Новых руководителей получили, в частности, Пенсионный фонд, «Почта России», Росреестр (который также обрел часть полномочий Минэкономразвития). Такие масштабные изменения объяснялись по-разному, но в основном — желанием «оптимизации» работы госаппарата.
Недавно эти предположения частично подтвердились: у вице-премьеров в расписании появились обязательные совещания по понедельникам в 9 утра, тогда как раньше у подобных встреч фиксированного расписания не было.
Один из первых указов нового премьера был напрямую связан с посланием Владимира Путина Федеральному собранию, с которым президент выступил непосредственно перед тем, как выдвинуть кандидатуру Мишустина в премьеры.
Глава правительства поручил скорректировать федеральный бюджет на 2020–2022 годы, внеся туда необходимые для выполнения послания изменения. Напомним, президент в числе прочего предложил увеличить размер материнского капитала и ввести ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет. Также премьер указал на необходимость ревизии проделанной работы по нацпроектам.
Другой темой, на которую премьер уже вынужден был обратить внимание, стал коронавирус Covid-19, для борьбы с которым пришлось организовать особый штаб, в который вошли сотрудники профильных ведомств и члены правительства. О своей деятельности штаб должен докладывать лично президенту. В качестве мер по борьбе с инфекцией премьер также приказал ограничить транспортное сообщение с Китаем, где и произошла вспышка вируса, и перенести сочинский инвестиционный форум.
В целом курс Мишустина соответствует ожиданиям «оптимизации», о которых говорили после того, как экс-глава ФНС вступил в новую должность.
Премьер занялся цифровой экономикой и пообещал поддержку крупным компаниям. Также он предложил создать общую для всех россиян электронную базу доходов, где последние «будут отслеживаться от начала и до конца».
В начале февраля премьер заявил о том, что ставка по ипотеке для россиян слишком высока, и ее необходимо понизить по меньшей мере до 8%. Это соответствует майскому указу Владимира Путина, по которому, впрочем, это понижение должно произойти к 2024 году. Также недавно премьер поручил сделать министерства и федеральные ведомства «более компактными», сократив численность их штата.
«При этом необходимо, чтобы сейчас все это шло в штатном режиме, без сбоев и проволочек. Надеюсь, что мы в течение двух-трех месяцев как раз до конца разберемся с оптимизацией, в том числе численности министерств и ведомств»,
— цитирует слова Мишустина ТАСС.
Премьер, помимо этого, обратил внимание правительства на частных предпринимателей, вознамерившись лично возглавить комиссию по развитию малого и среднего бизнеса.
Часть инициатив, пришедшихся на первый месяц премьерства Мишустина, исходили не от самого главы правительства, но так или иначе были с ним косвенно связаны.
Так, общественной критике подверглось предложение нового министра связи Максута Шадаева о предоставлении силовым структурам онлайн-доступа к данным о гражданах, которое было воспринято как расширение полномочий правоохранительных органов. Комментируя эти идеи, Мишустин заявил, что дополнительных полномочий не будет.
«Что касается информации о том, что правоохранительные органы получат неограниченный доступ к персональным данным в онлайне. Так это было интерпретировано. Это совсем не соответствует действительности, об этом речи и не было», — прокомментировал Мишустин.
Критике подверглись и некоторые пункты нового КоАП, в частности, увеличение штрафов за превышение скорости для автомобилистов вплоть до 5 тыс. рублей. Мишустин, оценивая эти поправки, назвал их «непосильными» при текущем уровне зарплат.
Делать конкретные социологические выводы касательно Мишустина еще рано — премьер еще только начал фигурировать в опросах, и среди респондентов хватает неопределившихся. Потребуется время, прежде чем глава правительства зарекомендует себя тем или иным образом. Первый отчет о работе нового правительства перед Госдумой назначен на 15 апреля.