Оптимизм катит бочку

17.01.2017 08:15

 

Текст: Константин Симонов (первый проректор Финансового университета при правительстве РФ)

 4

 
 
 
 
 
 
 
 
 
В этом году в российский нефтегаз вернутся иностранные инвестиции
фото: Евгений Биятов/ РИА Новости
Этот год мы встретили гораздо более оптимистично, чем прошлый. Тогда цены падали, и уже в январе пробили уровень в 30 долларов. Теперь нефть дорожала и цены даже подобрались к отметке в два раза выше - 60 долларов. Что, конечно, огромное подспорье для бюджета, сверстанного из прогнозной цены в 40 долларов.

В текущей стоимости нефти отражается соглашение между ОПЕК и 11 не входящими в нее странами, которое с 1 января 2017 года вступило в силу. Так что пока рынок и спекулянты не увидят признаков срыва договоренностей, они будут играть в "дорогую нефть". К слову, таких признаков нет. Даже наоборот. Оман и Кувейт, скажем, в первые дни нового года сократили добычу на 175 тысяч баррелей в сутки, Саудовская Аравия - на 450 тысяч, Россия - на 50 тысяч.

Рынок живет словесными интервенциями, и мы учимся играть по новым правилам. Первые результаты позитивны. Много раз повторял и повторю еще раз: основные сделки заключаются на рынке фьючерсов, которые по факту являются сделками-пари, до физического исполнения не доводятся. Но их масштаб настолько огромен, что как раз они и влияют на ценообразование на нефть. И поставщики, и покупатели именно нефти (а не ценных бумаг, связанных с нефтью лишь номинально) очень сильно зависят от настроений спекулянтов. Поэтому важен даже не сам факт сокращения добычи, а его восприятие спекулянтами.

Но если рынком нефти правят спекулянты и ситуация с добычей не так принципиальна, возникает вопрос, нужно ли нам ее сокращать? Тем более что в 2016 году мы поставили рекорд в 547,49 миллиона тонн, запустив сразу несколько новых проектов (Мессояха, месторождение имени Филановского, Пякяхинское, Сузунское месторождения). Да, спекулянты определяют цену. Но гораздо важнее "скармливать" нужные новости, извините за прямоту. И вот эту роль соглашение с ОПЕК пока выполняет.

В первом полугодии нефть вполне может удерживать цены на уровне 55-60 долларов за баррель

При этом наши обязательства далеко не так драматичны. Соглашение предполагает, что на цифру минус 300 тысяч баррелей России надо выйти только к концу первого полугодия 2017-го. Это означает, что первые два месяца нам достаточно просто не наращивать добычу. А потом в начале весны мы традиционно уйдем на ремонт скважин, которые естественным образом заберут 150-170 тысяч баррелей добычи. А оставшиеся объемы можно убрать уже в конце второго квартала. Что же касается второго полугодия, то на него пока соглашение не распространяется. Так что при правильной подаче новостей в первом полугодии мы вполне можем удерживать цены на уровне 55-60 долларов.

Но означает ли это, что во втором полугодии есть риск падения цены? Да, такая вероятность есть. Главный вопрос - североамериканские производители сланцевой нефти, для которых мировые цены на "черное золото" в 60 долларов являются комфортными и позволяют разблокировать ряд проектов. Тем более что избранный президент США Дональд Трамп считается сторонником углеводородов и открыто говорит о намерении поддержать угольщиков и нефтяников. Это не означает субсидии - скорее отказ от откровенно дискриминационных решений, которые были придуманы под конец восьмилетнего президентства Обамы. Скажем, идея установить новый налог в 10 долларов за баррель на производителей нефти - для поддержки "зеленой" энергетики и экологических программ. Но Трамп как бизнесмен решительно против таких шагов. И в этом, кстати, его плюс для нас.

Да, США могут нарастить производство своей нефти и даже обойти нас по валовой годовой добыче. И это может негативно повлиять на цены. Но зато Трамп продлевает эпоху нефти. Он говорит очевидные вещи - что солнечная и ветряная энергетика с ее долей в один процент в производстве мировой первичной энергии не может стать реальной альтернативой углеводородам, как бы быстро она ни развивалась. Просто когда это говорит президент США - его слушают гораздо внимательнее, чем, скажем, специалистов по энергетике. И за это ему отдельное спасибо.

В 2017 году мы ждем от Трампа и смягчения санкций в отношении России. Трамп - прагматик, и основу его администрации уже формируют деловые люди, ставящие экономику во главу угла.

На позицию США равняются другие иностранцы. Европейские концерны также хотят увеличить число российских проектов, но боятся не столько претензий регуляторов из ЕС, а возможного закрытия для них рынка США или же огромных опять же американских штрафов. Так что мы вправе ожидать возвращения западных инвестиций в российский нефтегаз - ведь соглашение с ОПЕК не вечно и рост добычи нам еще может понадобиться. Поэтому западные инвестиции, технологии и рынки сбыта лишними не будут.

Хорошие перспективы и у газа. Но для начала хочется вспомнить 2016 год и несколько впечатляющих цифр. Ведь он принес "Газпрому" сразу несколько рекордов. Был поставлен рекорд по суточной отгрузке газа в ЕС, но, главное, в дальнее зарубежье за год было продано более 179 млрд кубометров. А доля на рынке ЕС составила 33,5 процента. Парадокс - Европа борется с "Газпромом", а он ставит исторические рекорды на ее рынке.

Причины понятны. Падает собственная добыча в ЕС. А вот потребление газа, наоборот, растет. Во многом по причине комфортных для покупателя цен. Оказалось, что при таких ценах у нашего газа в Европе очень мало конкурентов. И помешать нам в Европе могут скорее не конкурирующие производители, а транзитеры. Речь, конечно, об Украине. Транзит через нее сродни пороховой бочке, которая может рвануть в любой момент. Поэтому строить альтернативную инфраструктуру нужно. Но и сейчас по газу мы ждем сохранения позитивных тенденций.

И первые дни этого года для газа тоже оказались оптимистичными - уже есть новый рекорд посуточных поставок. 5 января европейским потребителям за сутки было поставлено 614,6 млн кубометров газа. На помощь нам пришли и морозы. Что ж, мы рады любым позитивным новостям. И в 2017 год смотрим с оптимизмом.

Инфографика "РГ": Леонид Кулешов / Тарас Фомченков
Партнеры